27 октября компания Symbol Technologies провела в Москве семинар, посвященный перспективам стратегии корпоративной мобильности и технологии RFID.

Как заявил региональный директор Symbol по странам Юго-Восточной Европы и глава представительства в России, СНГ, Турции, Греции Сергей Комягин, современные предприятия получают дополнительные преимущества от использования стратегии корпоративной мобильности и технологии RFID в цепочке поставок. Рост эффективности, производительности, скорости обработки данных и прозрачность процесса инвентаризации помогают снизить стоимость и повысить скорость поставки. Symbol Technologies — это компания, предлагающая законченное решение, новые технологии которого обеспечивают преимущества уже сегодня. Сергей Комягин подчеркнул, что корпоративная мобильность — это новая концепция построения бизнеса, обеспечивающая реальные выгоды в работе.

Марко Ланди
Марко Ланди

Старший директор по маркетингу Symbol Technologies EMEA Марко Ланди более подробно рассказал о том, как корпоративная мобильность повышает эффективность бизнеса. Он подчеркнул, что достичь этого можно, заранее продумывая все действия на пути к воплощению решения RFID, и выделил семь шагов к мобильности: 1) тщательно изучить канал поставок и предпосылки для внедрения мобильных решений; 2) обратить внимание на те участки бизнес-процесса, где мобильность максимально важна; 3) обосновать необходимость инвестиций; 4) определить, какие элементы решения следует поддерживать самостоятельно, а какие — передать на исполнение партнерам; 5) организовать правильно работающую глобальную сеть партнеров; 6) спланировать и построить мобильную сеть так, чтобы она была простой и эффективной; 7) поддерживать управляемость сети и совершенствовать ее.

Г-н Ланди привел несколько примеров правильной реализации этих шагов. Так, в известной всем IKEA организация обслуживания клиентов — сильная сторона компании. Однако в выходные дни из-за наплыва покупателей в магазинах сети все же возникают большие очереди. Именно здесь были применены мобильные технологии — созданы мобильные торговые точки. Очереди исчезли. Кроме того, оказалось, что эти мобильные торговые точки очень эффективны при распродажах вне магазина.

В крупнейшей торговой сети США Wal-Mart радиометки RFID позволили создать цепь быстрого удовлетворения запросов покупателей. При использовании технологий RFID военными организациями основной упор делается на инвентаризацию — проверку того, все ли необходимые элементы для сборки сложного устройства имеются в наличии. На складах Rolls Royce с помощью RFID удалось заметно снизить потери дорогостоящих запасных частей. А в фармацевтических компаниях при помощи RFID метятся все лекарства, и это помогает избежать их неправильного использования.

Как подчеркнул г-н Ланди, мобильность продолжает стремительно развиваться, и те применения RFID, с которыми мы были знакомы до сих пор, — это только вершина огромного айсберга. После своего доклада г-н Ланди любезно согласился дать интервью PC Week Mobile.

PC Week Mobile: Какие вы видите перспективы для RFID-решений на российском рынке и какие отрасли будут наиболее интересны для вас?

Марко Ланди: Россия очень интересный для нас рынок, прежде всего потому что он очень быстро растет. Достаточно сказать, что обороты Symbol увеличиваются здесь на 20—30% в год. В стране растут инвестиции в ИТ, а значит, будут востребованы и наши проекты.

Как и во всем мире, у вас наиболее популярны решения для массовой торговли. Могу сказать, что мы ведем активные переговоры с такими известными российскими торговыми сетями, как “Седьмой континент” и “Перекресток”. А первый опытный проект использования RFID в России уже реализован на Горьковском автозаводе.

Хочу подчеркнуть, что пока 90% RFID-проектов осуществляется в США. Но нельзя сказать, что Россия отстает. Как в Европе и в Азии, здесь есть большой интерес к новым проектам, широко обсуждаются современные возможности, но время RFID пока не пришло. Я уже говорил о верхушке айсберга и думаю, что 2006-й станет годом большого числа самых разных RIFD-проектов в Европе, за ней последует и Россия.

Как показывают исследования Gartner Dataquest и подсказывает наш опыт, RFID-технологии могут встраиваться практически в любой бизнес-процесс компании. Они могут использоваться ERP-системами при планировании ресурсов предприятия, а также при обслуживании активов, эксплуатации и ремонте оборудования. Не менее эффективны они для контроля выполнения производственных заданий и планов, а также при автоматизации бизнес-процессов. С помощью RFID достигается прозрачность всей цепи поставок инвентаризации и управления движением товаров.

Очень интересное направление использования RFID-информации —отслеживание товаров на конечном розничном этапе дистрибуции: в режиме реального времени поставщики могут получить информацию о том, в каком магазине и как их продукция продается. На основе этих данных им легче планировать свою маркетинговую деятельность и составлять графики поставок.

PC Week Mobile: То есть вы верите в радужные перспективы RFID-технологий?

М. Л.: Вы знаете, мне хотелось бы специально подчеркнуть, что не стоит ни переоценивать и ни недооценивать RFID. Не надо переоценивать в том смысле, что RFID-технологии — не панацея ото всех бед, они не смогут заменить другие технологии. Например, штрихкоды останутся, поскольку они дешевле и часто вполне успешно справляются со своими задачами. Мы разрабатываем у себя и совсем альтернативные варианты— скажем, голосовую идентификацию. Суть ее в том, что при осмотре складских запасов сотрудник может называть параметры голосом, который будет записываться на переносной магнитофон. В каких-то конкретных случаях даже такое простое решение может быть вполне приемлемым.

Очень интересен опыт такой крупной компании, как Coca-Cola. Она начала ставить RFID-метки на поддоны для своей продукции. Прежде при обнаружении брака приходилось отзывать большие партии товара, а теперь с помощью RFID-меток можно определить место производства и продажи точечно.

Однако эксперты Coca-Cola не удовлетворились этим достаточно простым применением новой технологии и стали размышлять над другими ее возможностями. Во-первых, они решили использовать RFID для инвентаризации всех точек продаж кока-колы, чтобы понять, где они находятся. Следующий шаг — выяснение, где — в ларьках, автоматах или на лотках-холодильниках — их напиток продается лучше, а где хуже. Когда все поддоны с кока-колой помечены, можно абсолютно точно знать, куда и сколько напитка поставляется. Таким образом, использование RFID не только помогает пересчитывать проданные товары, но и позволяет анализировать более сложные процессы, например правильность выбора мест продаж.

Еще раз повторю: технологии RFID пока представляют собой верхушку айсберга как по количеству пилотных проектов и внедрений, так и по разнообразию приложений на их основе. Эта технология открывает поистине новый мир возможностей, и нам еще только предстоит их узнать и начать использовать.

PC Week Mobile: Пожалуйста, приведите наиболее интересные примеры уже реализованных проектов.

М. Л.: После военного ведомства и крупных торговых сетей метками RFID активно заинтересовались фармацевты. И это не случайно. От одной единственной таблетки может зависеть не только здоровье, но и жизнь человека, поэтому крайне важно точно знать место и время ее выпуска, производителя, поставщика, ингредиенты и срок годности. С этой целью можно написать бездну сопровождающих документов, а можно закодировать всю информацию в одной-единственной RFID-метке. Немаловажен и тот факт, что лекарства обычно стоят весьма дорого, и RFID-технология и необходимое для нее оборудование лишь незначительно увеличивают стоимость каждой упаковки.

Одно из применений RFID в авиации — метки на багаже. С их помощью процент ошибок в доставке багажа можно снизить с 15 до 5. Это сулит немалую экономию, потому что сегодня американские авиакомпании ежегодно выплачивают пассажирам за утерянный багаж почти 1 млрд. долл. Меры очень своевременные, поскольку только в США, по данным министерства авиации, число ошибок при доставке багажа выросло в последнее время на 10%.

Пока RFID-метки для авиабагажа используют только в нескольких международных аэропортах, среди которых аэропорт Гонконга. Английская авиакомпания British Airways изучает возможность их использования в новом, пятом терминале лондонского аэропорта Хитроу, находящемся в стадии планирования.

В аэропорту Гонконга работает система контроля за 200 000 метками. Пока она отслеживает только перемещение багажа по территории аэропорта. Для более эффективной работы системы в мировом масштабе предстоит оснастить новым оборудованием как можно больше аэропортов, тогда можно будет знать местоположение любого чемодана не только в пределах одного аэропорта, но и по всей планете. Однако это — дело будущего.

Используют RFID-метки в своей работе и такие крупнейшие авиапроизводители, как Boeing. Сотрудники этой компании наносят их на все детали перед сборкой самых разных сложных устройств, а потом с помощью считывателей контролируют правильность сборки. Такой контроль часто бывает единственным способом проверки.

PC Week Mobile: Спасибо за беседу.