25—27 октября в Москве прошла международная конференция “Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья”, на которой корпорация Cisco Systems представила свои мобильные решения для медицинских учреждений и рассказала о ряде реализованных в США проектов.

По мнению экспертов Cisco Systems, применение беспроводных локальных сетей позволяет медицинским работникам:

  • перемещаться по зданию, не теряя доступа к сети;
  • иметь доступ к сети из конференц-зала, кафе и других зданий, из дома, в пути;
  • организовывать высокоскоростной доступ в сеть там, где из-за конструктивных особенностей здания, бюджетных ограничений либо других обстоятельств нет возможности или необходимости прокладывать кабельную локальную сеть в здании;
  • экономить на внедрении беспроводной сети между корпусами больничного комплекса с помощью радиомостов — это стоит гораздо дешевле, чем традиционные выделенные линии при значительно более высоких пропускной способности, гибкости и скорости развертывания;
  • подключать распределенные по зданию офисы.

Беспроводная локальная сеть для больниц и клиник означает следующее.

Повышение эффективности работы учреждения. Врач и медсестра могут вносить данные о состоянии пациента на момент осмотра в свои карманные компьютеры, а через беспроводную сеть — в единую информационную систему больницы. Снижение числа ошибок. При внесении в компьютер записи о состоянии больного непосредственно на месте обследования снижается вероятность упущения данных и врачебных ошибок, поскольку, как показывает статистика, до 30% таких ошибок бывают вызваны тем, что врачи не могут разобрать свои и чужие записи в истории болезни или прочитывают их неправильно.

Учет услуг. Исключается ситуация, когда какие-то из услуг, оказанных больному, не учитываются при выставлении счетов, так как все услуги фиксируются на месте обследования. Статистика (по Европе) показывает, что 40% административных расходов в больницах и клиниках связаны со сбором и обработкой информации и выставлением счетов.

Расширение сети. Прокладка кабелей стоит довольно дорого, и это опасно для больных в тяжелом состоянии, поскольку их приходится тревожить. При внедрении беспроводной связи затраты существенно ниже.

Один из наглядных примеров — внедрение IP-технологии в медицинском центре FirstHealth (США), которая привела к повышению эффективности работы медицинского персонала, снижению финансовых затрат, значительному улучшению качества медицинского обслуживания.

Система IP-телефонии была установлена в главном корпусе больничного комплекса Moore Regional Hospital, рассчитанного на 385 койко-мест, в штате которого 160 врачей и 3000 человек персонала. “Беспроводные IP-телефоны Cisco — это что-то вроде целого офиса у вас в руках, — сказал Дейв Диллехант, начальник информационного отдела FirstHealth. — Они освобождают вас от всех прикрепляемых к поясу устройств (пейджеров, сотовых телефонов, переносных радиостанций) и в то же время имеют всю функциональность обычных проводных IP-телефонов”. Беспроводные IP-телефоны модели Cisco 7920G впервые появились здесь в апреле 2003 г., сейчас в FirstHealth установлено 220 беспроводных IP-телефонов Cisco, их поддерживают точки доступа Cisco Aironet. С помощью этих аппаратов врачи могут связаться с медсестрами и другим обслуживающим персоналом из любого места в любое время.

Кроме этих телефонов в FirstHealth установлено еще 1500 проводных IP-телефонов и голосовые шлюзы на 1000 аналоговых телефонов. Шлюзы обеспечивают взаимодействие между цифровыми IP-телефонами, подсоединенными к локальной вычислительной сети, и традиционными аналоговыми телефонными аппаратами, которыми пользуются пациенты в палатах.

В процессе усовершенствования и обновления эксплуатируемой в больнице локальной компьютерной сети FirstHealth ликвидировала традиционную телефонную сеть и перешла на использование интегрированной сети, объединяющей голосовой трафик и трафик данных. В результате у больницы сократились расходы на оборудование и поддержку системы коммуникаций, так как теперь надо поддерживать одну интегрированную сеть, а не две раздельные (телефонную и компьютерную) системы.

В результате перехода больницы на систему IP-коммуникаций Cisco значительно улучшился процесс обмена информацией между персоналом. Прежде медсестра посылала врачу сообщение на пейджер, и тот должен был дойти до ближайшего телефона, чтобы связаться с нею. Но за это время медсестра могла уйти в другое место, и теперь уже врачу надо было посылать сообщение на пейджер медсестре и т. д.

Беспроводной телефон используется как пейджер, переносная радиостанция и сотовый телефон одновременно. Однако качество передаваемого голоса в этом случае гораздо лучше, поскольку передача голоса происходит не через внешнего оператора связи, а по корпоративной внутренней локальной сети.

В FirstHealth установлена система Cisco Unity (сервер унифицированной обработки данных), которая интегрируется с такими привычными приложениями, как Microsoft Outlook и Lotus Notes. Эта система позволяет пользователям прослушивать свои электронные сообщения по телефону и проверять голосовую почту через Интернет.

Еще одна технология — Cisco Power-over-Ethernet — освобождает от необходимости установки дополнительных розеток, т. е. питание к проводным IP-телефонам и точкам беспроводного доступа подается по портам, соединяющим эти устройства с локальной сетью.

Другой пример — медицинский комплекс Lifespan. Пять его корпусов расположены в Род-Айленде и один в Бостоне. Так, больница комплекса Rhode Island Hospital является наиболее крупным стационаром в штате. В ней работают 14 715 человек, еще 3228 врачей сотрудничают с больницей. Общее количество коек — 1616. Ежегодно в больнице проводится около 60 тыс. операций, а “скорая помощь” делает 214 300 выездов по вызовам.

Дэвид Хемендингер, директор департамента ИТ больницы, так объясняет решение ее руководства внедрить беспроводную сеть: “Медицинский персонал не может быть привязан к проводной системе. Для повышения качества обслуживания и лечения врачам необходимо предоставить доступ к полной информации о пациенте на месте его обследования и осмотра, ибо только так может быть принято наиболее верное и оптимальное решение о дальнейшем лечении. И только беспроводная связь позволяет добиться этого”.

Врачам больницы были выданы ноутбуки IBM ThinkPad или карманные компьютеры с беспроводными адаптерами Cisco Aironet. Медперсонал мог также пользоваться снабженными беспроводными адаптерами компьютерами, установленными на тележках. Для беспроводного соединения корпусов комплекса были применены радиомосты Cisco Aironet 340 Series, устойчивые к жестким условиям окружающей среды.

“Без беспроводной сети врачи должны были собирать информацию о больном, затем вводить ее в специально выделенные компьютеры, расположенные в комнатах, где есть подключение к сети, и опять возвращаться к больному, — рассказал Дэвид Хемендингер. — Беспроводная сеть существенно упрощает и ускоряет весь процесс медицинского обслуживания, повышает его качество, сводя к минимуму вероятность врачебных ошибок (из-за плохого почерка врачей). Кроме того, врачи посещают больше пациентов во время осмотра”.

В медицинском центре Pocono Medical Center реализована беспроводная сеть посредством Cisco Aironet Access Points и внедрена система IP-телефонии. Медицинский персонал снабжен беспроводными телефонами Cisco 7920 с индивидуальными номерами. Голос передается по той же сети, что и компьютерные данные, т. е. по локальной вычислительной сети больницы.

В больнице Academic Hospital in Groningen развернута беспроводная система контроля переливания крови, медсестры снабжены беспроводными карманными компьютерами и с их помощью для исключения ошибок могут просканировать штрихкод на индивидуальной метке пациента и сравнить его со штрихкодом на емкости с кровью. При возникновении осложнений просто выясняется, кровь какой группы была перелита больному и когда.

Больница Sharp Healthcare System состоит из семи корпусов с 1850 больничными койками. Медперсонал представлен 2300 врачами, и еще 1300 врачей входят в различные медицинские группы. Количество работников других категорий — более 11 000.

Марк Визенберг, администратор вычислительной сети центра Sharp, объясняет решение о внедрении беспроводной связи в больничном комлпексе двумя важными факторами. Первый — это возможность полноценного использование медицинского сетевого приложения “электронная медицинская карта” (Electronic Medical Record system, EMR). Каждый врач и медсестра могут иметь доступ к базе данных пациентов больницы и инструментам приложения EMR непосредственно у постели больного через компьютер с беспроводным доступом. На экране ПК врач может видеть историю болезни, результаты анализов, выписанные лекарства и т. п. Кроме того, врач может тут же внести любые нужные записи в эту историю болезни.

Второй фактор — возможность быстрого и “чистого” расширения сети. Сеть основана на точках доступа Cisco Aironet 350 Series, поддерживающих архитектуру безопасности SAFE. Точки доступа и адаптеры действуют в диапазоне частот 2,4 ГГц в стандарте 802.11b.

Приведенные примеры показывают, что беспроводные сети становятся обычным делом в американских медицинских центрах. Гораздо медленней, но все же приходят они и в отечественную медицину (см., например, PC Week/RE Mobile, № 2/2005, с. 8).