Современные мобильные решения проникают во все сферы человеческой деятельности, а мобильный телефон сегодня есть практически у каждого, поэтому вполне естественно появление первой международной конференции и выставки “Беспроводные и мобильные технологии” — мероприятия, которое прошло с 22 по 24 ноября в московском выставочном центре “ИнфоПространство”.

Директор форума Наталья Архипова
Директор форума Наталья Архипова

Из полусотни участников выставки большинство составили производители компонентов для беспроводного оборудования, полтора десятка стендов оккупировали издательские дома и СМИ, но было несколько компаний, представивших весьма интересные решения для бизнеса, о них и пойдет речь.

“Мы считаем эту экспозицию первым шагом в очень важном направлении, — рассказала нам директор выставки и генеральный директор фирмы “Инконэкс” Наталья Архипова. — Основная цель форума — привлечь внимание специалистов к новой, развивающейся научно-технической сфере. На наш взгляд, для таких наукоемких отраслей именно выставки в сочетании с конференциями являются оптимальной формой общения всех заинтересованных участников. Второй международный форум “Беспроводные и мобильные технологии” пройдет с 21 по 23 ноября 2006 г. в спортивном комплексе “Олимпийский”, и мы надеемся, что он привлечёт к себе гораздо больше внимания”.

Выставка названа международной, потому что в ней приняли участие литовская фирма Teltonika и украинский журнал “Радиохобби”. Управляющий директор Teltonika Арвидас Покстис (Arvydas Paukstys) подробно рассказал нам о своем предприятии, его продуктах и планах на будущее.

Компания Teltonika (www.teltonika.ru) накопила немалый опыт производства оборудования для деловых пользователей GSM-сетей. Более десяти лет ее специалисты разрабатывают и внедряют индустриальные беспроводные технологии. Особую популярность среди них завоевало решение Teltonika для слежения за парком автотранспорта: оно внедрено уже не только в Литве, но и в Испании, Колумбии и других странах. Суть решения в том, что на автомобиль, занимающийся дальними перевозками (в том числе и международными), устанавливается специальный модуль для беспроводной связи по GSM-сети. Он снабжен GPS-системой и поэтому может автоматически передавать владельцу груза информацию о местонахождении машины в любой момент времени. Кроме того, к модулю могут быть подключены другие датчики, например измеряющие температуру в рефрижераторе. Это позволяет владельцу груза постоянно контролировать температурный режим, а заметив отклонение от заданного диапазона, он может тут же позвонить водителю и попросить его исправить положение. Как подчеркнул Арвидас Покстис, было уже несколько случаев, когда благодаря сигналу с устройства Teltonika удалось спасти скоропортящийся груз.

По мнению г-на Покстиса, еще одно перспективное направление —разработка устройств для управления цифровым домом при помощи WAP. В компании Teltonika не только создается подобное оборудование, но и пишутся программы для этих систем.

Системы для автоматического слежения за транспортным средством показала на выставке и уральская компания “Морион” (www.gsm.morion.ru). Ее приборы предназначены для дистанционного контроля и управления подвижным объектом при помощи обычного или мобильного телефона. При изменении состояния датчиков передаются сообщения о местоположении, скорости и направлении движения подвижного объекта по каналам GSM-сети, в режиме GPRS, модемного соединения и голосового звонка, а также посредством SMS. Есть и более простые приборы, например, GSM/GPRS-сигнализатор АТ-200 может включать освещение на щитах наружной рекламы.

Аналогичную систему учета движения автотранспорта под названием “Шкипер” представила на выставке компания Rainbow Technologies (www.rtcs.ru). Электронный модуль “Шкипера” воспринимает через антенну спутниковые сигналы, вычисляет положение и скорость автомобиля, обрабатывает и сжимает показания для записи в карту памяти размером с небольшую почтовую марку. По завершении маршрута эта карта извлекается и сохраненная на ней информация обрабатывается на компьютере, а на ее место может быть установлена другая для дальнейшей записи. Карта памяти минимальной емкости сохраняет 900 тыс. точек записи, что эквивалентно одному году при восьмичасовом движении с интервалом регистрации 10 с. Однако может быть установлена и более ёмкая карта, это не потребует никаких изменений в системе “Шкипер”. В качестве дополнительных удобств “Шкипер” регистрирует время и место включения-отключения зажигания, извлечения-вставления карты памяти, других событий, которые могут быть представлены релейными сигналами, а также может обработать один аналоговый датчик, например, для оценки уровня топлива в баке.

Разработчики системы утверждают, что по приблизительным расчетам вложения в “Шкипер” в средней транспортной компании окупаются менее чем за год только за счет 10%-ной экономии топлива. На самом деле подлинный контроль над собственным автотранспортом способен принести значительно больший выигрыш.

Продукт этой же компании под названием “Карьер” служит для учета грузоперевозок на крупных карьерах при разработке полезных ископаемых. Как рассказал нам представитель Rainbow Technologies, их системы активной регистрации могут работать также в электронных проходных на крупных предприятиях, на платных автостоянках, контролировать действия сотрудников патрульно-постовой службы.

Еще одно интересное беспроводное решение Rainbow Technologies — система учета перемещений шахтеров. Под крышку индивидуальной шахтерской лампы встраивается микропередатчик, имеющий уникальный регистрационный номер. Прибор получает электропитание от аккумулятора шахтерской лампы, радиус его действия составляет 3–7 м. По маршрутам движения шахтеров устанавливаются приёмники с радиусом действия 5—20 м. Они выявляют все индивидуальные передатчики, оказывающиеся в зоне его действия, и по проводной связи оперативно передают на пульт дежурного номера шахтерских передатчиков для обработки и использования в системе табельного учета.

Устройства автоматического слежения называются M2M-системами (M2M — межмашинное взаимодействие), поскольку способны самостоятельно посылать сигнал другому устройству. При попытке взлома автомобиля или квартиры такое устройство отправляет SMS-сообщение о происшествии на мобильный телефон владельца или на диспетчерский пульт. M2M-модули используются и в системах мобильного позиционирования, позволяющих отслеживать перемещения автомобилей. Такие системы пользуются популярностью у охранных агентств, таксопарков, строительных компаний, грузоперевозчиков и предприятий экспресс-доставки. По оценкам исследовательского агентства ABI Research, до 2010-го мировой выпуск M2M-устройств будет расти на 40% в год. А эксперты McKinsey ожидают, что объем рынка М2М к этому году достигнет 100 млрд. долл. В России данный рынок пока скромен: по оценкам операторов, в нашей стране эксплуатируется всего несколько десятков тысяч подобных аппаратов. Hо с каждым годом M2M-сервис становится все более востребованным.

Услуги M2M постепенно проникают в банковскую сферу. Как сказал заместитель директора по проектам компании “Компэл” (www.compel.ru) Михаил Корнеенков, в тех местах, где подключиться к кабельным сетям невозможно, банки оборудуют свои банкоматы GSM-модулями с SIM-картами. Кроме того, сотовую связь для передачи данных со своих автоматов используют операторы игровых залов и владельцы АЗС.

Компания “РМ Телеком” (www.rmt.ru) представила пример реализации беспроводной IP-телефонии, которая широко применяется для предоставления услуг абонентам в Москве и Московской области. Решение основано на радиообрудовании BreezeAccess VL и Motorola Canopy.

Главным итогом выставки можно назвать то, что разговор о беспроводных и мобильных решениях для бизнеса перешел от планов и разработок в стадию реального воплощения конкретных проектов.