Корпорация EMC является одной из крупнейших среди весьма динамично развивающейся ИТ-компанией. Строя бизнес вокруг проблематики управления информацией, она постоянно наращивает спектр своих программно-аппаратных продуктов и сервисов для этой сферы, предлагая в том числе новые подходы к решению задач заказчиков. Что же представляет собой EMC сегодня, в чем состоит специфика ее работы на ИТ-рынке? Эти и другие вопросы были заданы во время беседы обозревателя PC Week/RE Андрея Колесова со старшим техническим консультантом “EMC/Россия” Игорем Корнетовым и директором по развитию бизнеса “EMC Software/Россия” Владимиром Прожогиным.

PC Week: Давайте начнем наш разговор с вопроса о том, как в целом EMC позиционирует себя на современном быстроменяющемся ИТ-рынке? Что изменилось за последние годы?

Игорь Корнетов
Игорь Корнетов

Игорь Корнетов: Ответ может звучать парадоксально, но он таков: в бизнесе EMC поменялось многое, однако позиционирование ее на рынке осталось практически прежним. Это нужно пояснить. Для начала скажу, что обсуждение нашей деятельности в прессе очень часто сводится к заявлениям о том, что EMC раньше была аппаратным вендором, а теперь стала (или становится) софтверной компанией. А дальше чуть ли не делаются выводы о том, что для нас средства хранения данных уже уходят на второй план и т. д. Такой взгляд на стратегию развития EMC представляется принципиально неверным.

Мы занимались и продолжаем заниматься вопросами управления информацией в корпоративных системах. И в этом плане позиционирование EMC осталось прежним — мы не собираемся вторгаться в сферу ОС или прикладных бизнес-решений. Но изменилось сама проблематика “управления управлением”. Если ранее она сводилась к задачам резервирования, восстановления и собственно хранения данных, то теперь это гораздо более широкий круг вопросов, которые определяются понятием “управление жизненным циклом информации” (Information Livecycle Management, ILM).

А это, в частности, означает, что заказчикам сегодня нужны не просто аппаратные средства, а комплексные программно-аппаратные решения для работы с данными. Я бы не хотел ввязываться в дискуссию о том, что играет тут ведущую роль — софт или железо, скажу только: без техники все предлагаемые решения не имеют смысла.

PC Week: Что же в настоящее время EMC предлагает заказчикам?

И. К.: В нашем арсенале имеется многоуровневая программно-аппаратная ILM-платформа, сформированная в результате активной политики приобретения ведущих или перспективных игроков этого сектора рынка. А сама платформа предназначена для построения информационной инфраструктуры организации. Обратите внимание: не ИТ, а именно информационной инфраструктуры. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что речь идет о составной части бизнеса, а не просто отдела автоматизации заказчика. Соответственно мы теперь готовы работать не только с ИТ-директором, но и с финансовым и генеральным директорами.

Ведь вообще-то организацию не интересует рост эффективности, скажем, ее датацентра сам по себе. Ей это нужно для решения какой-то другой целевой задачи, связанной обычно с повышением конкурентоспособности, снижением издержек, увеличением прибыли. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что информация — это не просто нечто, с помощью чего обеспечивается взаимодействие людей, выполнение бизнес-процессов и т. д. Она сама является одним из ключевых активов предприятия, который надо эффективно использовать для получения дополнительных доходов, выхода на новые рынки и пр. Какова реальная ценность информации и как на ней можно делать очень серьезный бизнес, можно видеть, в частности, на примере Google.

Хочу подчеркнуть, что мы подходим к решению ИТ-вопросов, в том числе и к построению информационной инфраструктуры, с точки зрения бизнеса. При этом весь спектр имеющихся у нас продуктов и технологий можно подразделить на три уровня. Нижний, базовый, — это как раз линейка наших традиционных аппаратных средств хранения, резервного копирования и восстановления данных. Средний — платформенные аппаратно-программные технологии (обеспечение безопасности, виртуализация и пр.). Верхний — ПО ( в частности, Documentum, Captiva и пр.) для решения бизнес-задач предприятия.

Владимир Прожогин
Владимир Прожогин

Владимир Прожогин: Есть и другой важный аспект этого вопроса: мы готовы работать с разными категориями заказчиков, например с сугубо техническими специалистами и с бизнес-руководителями, в том числе и с теми, кто мало соприкасается в своей работе с ИТ. Это позволяет нам подходить к решению, возможно, даже одинаковых по сути задач с различных сторон. Так, ИТ-подразделение может сформулировать задачу следующим образом: “Используемая нами система хранения уже не соответствует требованиям СУБД по объему информации и времени доступа к ней”. А бизнес-руководитель может определить ее совсем иначе: “Нам нужно повысить скорость и гарантированность доставки деловых предложений нашим партнерам”. Обратите внимание: в первом случае решение может заключаться в замене системы хранения на ту же систему. но другого уровня, более мощную. А во втором запрос можно будет удовлетворить за счет специализированного решения. И подобный двусторонний подход зачастую помогает нам находить более правильное технически и выгодное финансово решение.

PC Week: Результаты исследования IDC по теме управления информацией свидетельствуют о том, что темпы роста ее объемов опережают возможности повышения накопительной способности аппаратных средств хранения. Как вы можете прокомментировать этот тезис?

И. К.: Думаю, всё не столь пессимистично, мы еще не сталкивались с ситуацией, когда не могли бы удовлетворить запросы заказчиков. Но в целом проблема обозначена совершенно верно. Ведь посмотрите — когда мы говорим об объемах данных, то уже оперируем не тера-, а геко-, экзобайтами. Но суть заключается в том, что, как бы ни повышались возможности технических средств, мы всё равно уже не можем заниматься абстрактными операциями перемещения информации с одного носителя на другой, не принимая во внимание ее содержание.

Мы должны обеспечивать интеллектуальное управление информацией с учетом ее критичности для бизнеса, частоты обращения к ней пользователей, корпоративных регламентов, законодательных актов и т. д. Одна из ключевых задач — исключить дублирование хранимой информации; также необходимо стремиться к повышению эффективности выполнения поисковых задач.

В. П.: В этом плане весьма характерным является выпуск осенью прошлого года инструмента EMC Infoscape, который должен облегчить пользователям анализ корпоративной информации в различных файловых системах, а кроме того, помочь в проведении автоматической категоризации найденных сведений и перераспределении их хранения в соответствии с заданными бизнес-правилами, в управлении на основе корпоративных политик процессами сохранения неструктурированных данных в системах хранения иерархической структуры. Кстати, этот продукт — хороший пример интеграции различных приобретенных ранее технологий: Smarts, Legato и Documentum. Скажу также о нашем сервисе EMC Information Management Strategy Service, направленном на то, чтобы помочь заказчикам выработать оптимальную политику управления информацией на основе лучших практик в этой сфере.

PC Week: Но тогда получается, что, решая подобные оптимизационные задачи, вы неминуемо выходите на уровень реинжениринга бизнес-процессов…

И. К.: Пока всё же мы остаемся на уровне инфраструктурных задач. Ведь даже Documentum мы позиционируем не как бизнес-решение, а как платформу, на которой строятся подобные решения. Но общая тенденция именно такова: мы постепенно выходим на уровень бизнес-логики. Свидетельством тому являются и наши последние приобретения, например решения ProActivity — компании, которая давно зарекомендовала себя как лидера на рынке систем бизнес-моделирования и анализа.

PC Week: В нашем разговоре мы не может обойти такую тему, как SOA. Какова позиция EMC в отношении реализации данной архитектуры? Смотрите: с одной стороны, вы говорите о необходимости комплексной платформы, а с другой — о компонентном подходе к решению задач заказчика. Нет ли здесь противоречия?

И. К.: Никакого противоречия нет. Да, мы готовы предложить клиенту полный комплект необходимых ему технологий, но при этом не настаиваем на том, чтобы он использовал исключительно наши продукты для решения своих проблем. Более того, когда к нам обращаются за помощью, скажем, в увеличении емкости хранилищ данных, мы всегда стараемся в первую очередь повысить эффективность применения уже имеющихся у клиента устройств, в том числе и не нашего производства.

Ведь по сути дела SOA — это ориентация на модульную архитектуру, в которой каждый модуль предоставляет отдельный сервис, используемый в разных бизнес-процессах. Но вот в чем проблема: производители бизнес-приложений явно не торопятся с декомпозицией своих продуктов, чтобы их можно было применять в виде набора сервисов, т. е., применительно к SOA, они продолжают выпускать монолитные системы. А аппаратная инфраструктура всегда строилась по модульному принципу, и нам было бы выгодно, если бы разработчики ПО на практике, а не на словах держали курс на SOA.

Вклад EMC в дело реализации SOA заключается в том, что мы предлагаем сервисориентированные модули, из которых заказчик может построить нужную ему инфраструктуру управления информацией. При этом наши продукты хорошо интегрированы между собой и вместе с тем, поскольку они базируются на открытых стандартах, могут взаимодействовать с компонентами других поставщиков. С этой целью мы поддерживаем глобальные партнерские отношения со многими ведущими ИТ-компаниями, которые в то же время являются и нашими конкурентами. Характерный пример — сотрудничество с Microsoft. В области управления контентом мы ведем работы по интеграции EMC Documentum и Microsoft Office SharePoint Server 2007, в сфере управления ИТ-инфраструктурой — по поддержке интероперабельности с Microsoft System Center Operations Manager 2007, с точки зрения оптимизации систем — предлагаем свои решения для Microsoft Exchange 2007.

PC Week: Можно ли на каких-то простых примерах показать, как изменились ваши подходы к решению проблем заказчиков?

И. К.: Вот характерная задача. Клиент говорит: “У нас резко возрастают потоки электронной почты, мы вынуждены ограничивать размеры почтовых ящиков сотрудников, и т. д. Может, нам пора увеличить мощность серверов?”. Мы отвечаем: “Возможно, это не оптимально, и модернизировать серверы преждевременно. Один из вариантов решения проблемы - в рамках существующей у вас инфраструктуры оптимизировать размещение накапливаемых почтовых сообщений по различным типам средств хранения с учетом актуальности информации. У нас есть средства, которые с помощью задаваемых нами правил будут это делать автоматически”.

В. П.: А у одной российской телекоммуникационной компании недавно возникла такая задача. У нее есть файловое хранилище, в котором находится различная информация общего пользования. Оно существует уже лет десять, объем направляемых в него данных постоянно растет, и проблема всегда решалась путем увеличения числа устройств хранения или замены их на более мощные. Сейчас объем уже составляет несколько терабайтов, но у заказчика возникли сомнения: правильно ли будет идти по пути механического увеличения объема хранилища?. Было бы неплохо разобраться, что там хранится, а может, вообще половина информации никогда никем не будет уже использоваться?

Раньше мы, наверное, попытались бы убедить клиента “не заморачиваться” и купить еще одно наше устройство. Сейчас же мы можем провести исследование его хранилища именно для того, чтобы навести в нем порядок. Причем это будет делаться не вручную “головастыми спецами”, а по отработанным стандартным методикам, автоматизированными методами с помощью имеющихся у нас инструментов, например того же Infoscape.

P C Week: А как решить вот такую проблему: что делать, если потребности в ИТ со стороны бизнеса возрастают, а ИТ-бюджеты уменьшаются?

И. К.: Первое направление — это оптимизация затрат на ИТ и повышение эффективности их использования. Смотрите, мы постоянно говорим: в современном мире предприятия должны повышать эффективность работы, что достигается в том числе за счет применения ИТ. На основании этого отделы автматизации делают вывод: руководство должно больше давать нам денег. Но это не всегда правильный подход. Требование к повышению эффективности относится и к ИТ-подразделению!

Второе: необходимо сделать так, чтобы ИТ-отдел из затратного подразделения стал бизнес-единицей организации, чтобы он непосредственно участвовал не только в снижении затрат, но и в повышении доходов. Управление информацией имеет к решению этой задачи самое прямое отношение. Google, о которой мы уже упоминали, — далеко не единственный тому пример.

PC Week: Хотелось бы немного опуститься с высот обсуждения глобальных проблем управления информацией к базовым технологиям. Например — как сегодня изменился подход к резервному копированию, архивированию и восстановлению данных?

И. К.: Вы правы — комплексное решение проблем базируется на качественном их решении на каждом отдельном уровне, в каждом отдельном программном или аппаратном компоненте. За разговорами о важности оптимизации бизнес-процессов, использовании “умных” программных технологий не надо забывать, что постоянно требуется совершенствовать то, что мы называем традиционными продуктами.

Ведь повышение объемов хранения на три или шесть порядков — это совсем не рядовая задача. К тому же размер — не единственная, а порой и не самая главная характеристика хранилища данных, надо еще обеспечить надежность, доступность, целостность данных, возможность работы в реальном времени, не говоря уже о приемлемых ценовых характеристиках типа стоимость хранения одного терабайта. Нужно совмещать работу этих, в общем-то вспомогательных с точки зрения предметных задач, ИТ-сервисов с обеспечением непрерывности бизнеса в круглосуточном режиме. А проблемы тут есть: об этом свидетельствует рост числа неудачных сессий резервного копирования, заметное увеличение разрыва между желаемым уровнем обслуживания и способностью ИТ-сервиса соответствовать ему.

Существенно меняется круг вопросов, касающихся информационной безопасности. Например, раньше основные угрозы приходили извне, а сегодня заказчиков уже больше волнуют внутренние напасти. Соответственно мы видим необходимость переноса акцентов с защиты периметра в сферу управления правами доступа, идентификации и пр. Причем эти задачи должны решаться не только на программном, но и на аппаратном уровне.

В то же время новые технологии меняют привычную архитектуру систем резервного копирования. Скажем, современные дисковые библиотеки предлагают быстрое копирование — восстановление без остановки или изменения бизнес-процессов.

PC Week: Еще один актуальный вопрос. Какова роль законодательства и регулирующих органов в развитии и применении средств хранения и защиты данных?

И. К.: Во всем мире законодательство оказывает существенное влияние на способы ведения бизнеса и соответственно на требования к ИТ. Вы, наверное, обратили внимание, что практически во всех американских публикациях или выступлениях зарубежных специалистов по тематике ILM упоминается известный закон Сарбейнса — Оксли. Правда, надо сказать, что европейское законодательство в отношении хранения деловой информации не столь строгое, как в США, оно имеет более рекомендательный характер.

В России эти законодательные акты влияют только на деятельность представительств западных компаний или предприятия, тесно сотрудничающие с зарубежными странами. Ну и, конечно, на отечественные корпорации, выходящие на IPO. Но у нас более важное значение имеют внутренние корпоративные установки. Кроме того, постоянно появляются акты государственного регулирования для отдельных отраслей — банковской сферы, телекоммуникационных операторов и пр. Но скорее всего и в нашей стране роль общего законодательства в области информации будет возрастать.

PC Week: Спасибо за беседу.