Подготовленный Мининформсвязи РФ проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем", который в настоящее время проходит согласование в ведомствах, вызывает весьма противоречивые чувства.

С одной стороны, это чувство радости за то, что у российского правительства наконец-то появилась очень правильная и своевременная идея в области использования ИТ, а точнее, целый спектр идей и соответствующих им ИТ-задач. С другой стороны, то, как правительство собирается реализовывать этот спектр идей и решать поставленные ИТ-задачи, вызывает, мягко говоря, недоумение.

По своему содержанию, идеи, изложенные в постановлении о создании Федерального информационного центра (ФИЦ) в России, весьма близки (если не идентичны) тем, что ещё в прошлом году были сформулированы в документе "Worldwide Government 2007 Top 10 Predictions", разработанном американской компанией Government Insights. Названный документ носит прогностический характер и формулирует перечень наиболее актуальных и перспективных задач, которые могут быть решены в рамках ИТ-программ правительства США.

Перечислим коротко эти задачи, сопоставив их с положениями российского документа:

--стандартизация и консолидация ИТ (она нашла своё воплощение в проекте постановления российского правительства в виде самого факта создания единого ФИЦ);

--обеспечение взаимодействия и обмена данными между различными государственными системами (фигурирует в проекте постановления правительства РФ, как "создание системы межведомственного информационного взаимодействия на базе ФИЦ"; речь здесь идёт, в частности, о взаимодействии и обмене данными между ИТ-системами Росрегистрации, Роснедвижимости и ФНС России в рамках ведения государственного кадастра объектов недвижимости и предоставления госуслуг в этой сфере);

-- создание новой модели приобретения и аутсоурсинга ИТ-услуг для госучреждений (в проекте -- "размещение ведомственных резервных центров обработки данных государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических сведений", что, по мнению разработчиков проекта постановления, является "успешным примером аутсорсинга в сфере ИТ в органах государственной власти");

-- разработка и использование специальных метрик оценки результативности государственных инвестиций в ИТ (творчески переработанное российскими чиновниками это положение превратилось в разработку и использование "системы мониторинга результативности деятельности органов госвласти. В том числе - по реализации приоритетных национальных проектов". Видимо, вопрос результативности госинвестиций в ИТ уже решён, а вот с результативностью национальных проектов есть проблемы);

-- повышение оперативности в реализации так называемых (в США) принципов One-stop citizen service delivery models (одна из задач, возлагаемых на ФИЦ; в проекте постановления, в частности, утверждается, что "с помощью ФИЦ другие ведомства, граждане и организации смогут получить доступ к информационным данным различных государственных служб").

Не остались без внимания и проблемы предстоящих выборов. Так, отмеченная экспертами Government Insights необходимость обеспечить стабильность и преемственность в ходе политических перемен, связанных с выборами в США, в российском документе трансформировалась в "обеспечение межведомственного взаимодействия ФМС, ФНС и Центризбиркома. Цель создания системы - повышение достоверности и полноты сведений, содержащихся в регистре избирателей ГАС "Выборы" в преддверии выборов 2008 года".

Теперь, после перечисления основных идей и соответствующих им задач, осталось понять, как правительство собирается их реализовывать. Главный вопрос - какое предполагается финансирование для решения всего спектра поставленных ИТ-задач. Ответ на него просто обескураживает. На 2007--2010 гг. на эти цели российским правительством выделяется 1,2 млрд. руб. (около 46 млн. долл.), что никак не соответствует масштабу задуманного.

Чтобы понять, насколько это мало, достаточно сравнить эту сумму с объемом средств, выделяемых в рамках американского федерального бюджета на ИТ (см. табл. 1).

Элементарный анализ показывает, что объём выделяемых российским правительством средств на решение всех задач, оговоренных в проекте постановления о создании ФИЦ в расчете на четыре года, оказывается примерно в 1000 раз меньше годовых затрат федеральных ведомств США на ИТ и сопоставим с годовыми расходами не самого ресурсоемкого в смысле ИТ Министерства юстиции США только на ПК (см. табл. 2). И это при том, что для решения задач в рамках постановления российского правительства о создании ФИЦ потребуется разработка многих связующих систем обмена данными, централизованных систем хранения информации, многоуровневых систем контроля доступа и т. д. и т. п., которые по определению не могут быть разработаны курирующим это постановление Мининформсвязи самостоятельно. Все эти компоненты должны разрабатываться, а в идеале и сопровождаться третьими фирмами, российскими провайдерами ИТ-услуг. Можно не сомневаться, что 46 млн. долл. может хватить разве что на решение одной из задач, например обеспечения межведомственного взаимодействия ФМС, ФНС и Центризбиркома на выборах 2008 г.

А между тем аналогичное "постановление правительства США" - президентская инициатива US Government Infrastructure Optimization Initiative (или, как её официально называют в правительстве США, Line of Business, см www.whitehouse.gov/omb/egov/c-6-9-ioi.html), направленная на решение практически тех же задач (интероперабельность функций между агентствами и программами, продуктивное взаимодействие агентств и программ и ускоренная рекапитализация ИТ-активов) уже не первый год весьма достойно финансируется и выполняется, причем за счет бюджетов отдельных федеральных ведомств. Курирующего министерства для этой инициативы не потребовалось - оказалось достаточно одного менеджера проекта, одного портфельного менеджера и исполнительного партнёра из Federal Acquisition Service.

Таким образом, получается, что у чрезвычайно близких российской и американской инициатив цели оказываются практически одни и те же, а масштаб финансирования и структура исполнения - абсолютно несопоставимые, можно сказать, ассиметричные. Окончательные выводы из этого делать рано, но похоже, что и результаты реализации двух инициатив будут очень сильно различаться.

__________________________________________________________

С автором, председателем совета Лиги независимых экспертов в области ИТ, можно связаться по адресу: karelovs@linex.ru