Апологеты технологии WiMAX активно привлекают к ней внимание потенциальных клиентов, обещая высокую скорость передачи данных (до 70 Мбит/c) и широкую зону охвата одной базовой станцией (в радиусе 10—12 км). Между тем в ходе обсуждения возможностей реальных WiMAX-систем, состоявшегося на 12-й ежегодной конференции “Беседа” (ее в июле провели CompTek и АДЭ), выяснилось, что пока всё обстоит несколько иначе: беспроводной канал не тянет более 2 Мбит/с и при этом стоит вполне ощутимых денег, а радиус обслуживания базовой станции не превышает 5 км, причем в большинстве случаев необходимо соблюдение условия прямой видимости, так как препятствие вроде многоэтажного дома сразу понижает скорость доступа или требует установки маршрутизатора на господствующей высоте. Но главная проблема с внедрением WiMAX заключается даже не в технических возможностях технологии, а в тех бизнес-моделях, с которыми операторы подходят к завоеванию рынка.

В настоящий момент в мире насчитывается свыше 200 опытных зон WiMAX. Наиболее успешный на данный момент проект реализован в Сеуле, где мобильной сетью WiBro (корейский вариант мобильного WiMAX) покрыт весь город. Тем не менее количество абонентов этой сети не превышает нескольких тысяч — технология слишком нова для массового использования.

Согласно данным аналитического отчета группы Maravedis, на конец I квартала нынешнего года во всем мире насчитывалось порядка 300 тыс. абонентов сетей WiMAX, а доходы от услуг сетей WiMAX в общемировом масштабе составляют 332 млн. долл. в год, при этом среднемесячный доход от одного клиента (ARPU) равен 30—40 долл. для частных пользователей (58% от всех клиентов) и 145 долл. для организаций (42%). Из новых сетей 52% строились на оборудовании, выпущенном до официального утверждения стандарта (так называемого pre-WiMAX), 36% — на базе стандарта 802.16-2004 и только 12% — на новом стандарте 802.16-2005. Наиболее распространенным диапазоном частот в сетях WiMAX является 3,3—3,8 ГГц, а подавляющее большинство сетей предоставляет только фиксированный доступ.

В России не больше дюжины компаний могут рассчитывать на то, что им удастся закрепиться на этом рынке. Среди них “Синтерра”, “Энфорта”, “Простор Телеком”, “СтартТелеком” и “Медиасети”. Еще ничего не построившие Comstar-UTS и “СуммаТелеком” только заявляют о своих намерениях выйти на этот рынок, однако дальше слов дело пока не идет. Бизнес-модели всем игрокам рынка приходится выстраивать с учетом специфических факторов среды — ни у одного российского оператора нет сквозного покрытия на одном частотном диапазоне по всей территории, а основными абонентами выступают лишь небольшие и средние компании, а также органы государственной власти. Такая ситуация не может привести к взрывообразному росту спроса на решения WiMAX. При этом 70% населения находится в городах с более-менее развитой проводной инфраструктурой, а рынок фиксированного беспроводного доступа занят достандартными решениями. Именно поэтому объем рынка, который в 2006 г. оценивался в 50 млн. долл. (данные компании CompTek), растет не очень быстрыми темпами и, по прогнозам, к 2010-му достигнет только 365 млн. долл.

В этой связи операторам, видимо, стоит учесть положительный опыт соседа из ближнего зарубежья — эстонской компании BaltMAX. Несмотря на скромные размеры государства оператор начал строить сеть сначала в крупных городах, потом в районных центрах. Даже через два с половиной года после начала масштабного строительства территория всей страны не покрыта — провайдер не готов и не хочет соревноваться с сотовыми сетями, считая свой бизнес нишевым. Преимущества для BaltMAX в стоимости и скорости развития такой сети, конечно, неоспоримы: она монтируется быстрее, чем сети DSL или HFC, и имеет весьма небольшую стоимость владения. Основные затраты связаны с созданием центров коммутации и установкой базовых станций, которые зачастую “навешиваются” на уже построенные вышки сотовых компаний. Но самое главное — это, разумеется, организация работы.

Всем хорошо известны условия отечественных операторов — сравним их с небольшой Эстонией. Подключение: в Эстонии — через 24 ч после подачи заявки (на всей территории действия сети), в России — три-четыре дня уходит только на предобследование (даже в крупных городах). В Эстонии предусмотрена бесплатная возможность тестирования сервиса в течение двух недель, в нашей стране такую опцию WiMAX-операторы предоставлять не готовы. Инсталляция оборудования — бесплатно, настройка Wi-Fi-маршрутизатора, который можно подключить к WiMAX-модему, стоит всего 17 долл. — это там, а в нашей стране клиенту устанавливается pre-WiMAX-модем (стоимость подключения порядка 300—400 долл.), и все, остальное — его сложности. В Эстонии наружная антенна, если она необходима для улучшения качества связи, стоит около 170 долл., в России — в полтора раза дороже, но цена может доходить и до 1400 долл., если видимость от БС заслоняется высоким зданием (это стоимость монтажа выноса с внешним модемом). В Эстонии настольный модем и PCMCIA-карты для ноутбуков имеют одинаковую стоимость — 249 долл. (в России цена варьируется начиная от 450 долл.), причем покупать сразу никто не заставляет, можно платить по 10 долл. в месяц и постепенно получить оборудование в собственность.

Но самое интересное — цены на доступ. В Эстонии стоимость трафика для частных абонентов и юридических лиц не различается на порядок, как в России, она вполне разумна (20—35 долл. за канал 256—512 кбит/c с неограниченным объемом трафика) и потому позволяет BaltMAX напрямую конкурировать с ADSL-провайдерами. У нас за аналогичный канал доступа берут как минимум в 10 раз больше.

Данный пример показывает, что российский рынок WiMAX еще находится в самом начале своего становления, и операторам стоит учитывать опробованные в других странах Восточной Европы бизнес-модели, предполагающие большое внимание к поддержке клиентов, возможность бесплатного тестирования услуги, доступные цены на оборудование.

В ближайшее время можно ожидать определенной модификации данной рыночной ниши в нашей стране. Во-первых, развитие нынешними игроками партнерских проектов с небольшими региональными операторами (проект “Синтерры” “mini-WiMAX”) будет иметь успех только в том случае, если стоимость магистрального трафика в рамках таких альянсов упадет с нынешних 40—50 до 5—7 долл. (что постулируется участвующими в таких проектах компаниями).

Во-вторых, на рынок не просто беспроводных широкополосных сетей, а именно WiMAX выйдут сотовые и магистральные операторы связи. Без сомнения, соревноваться с сотовыми сетями 3G, в которых поддерживается скоростной HSDPA, операторам WiMAX бессмысленно, но они могут работать как нишевые компании, “заточенные” на мобильную передачу данных для клиентов ( этот сегмент рынка пока занят только оператором “Скай Линк”), а также на передачу данных для соединения в единое целое участков сети, между которыми крайне дорого прокладывать оптические каналы связи.

В-третьих, внедрение мобильных решений WiMAX обусловит рост числа абонентов, но не частных, а корпоративных. Только большие компании смогут позволить себе вкладывать средства в новую технологию, которая даст их сотрудникам быстрый доступ в Сеть, пусть даже поначалу с возможностью передвижения только в границах крупных городов.