Компания “Скай Линк”, оператор сотовой связи в стандарте CDMA2000, в ближайшем будущем приступит к коррекции курса своего развития, делая ставку на значительное развитие услуг, связанных с беспроводным скоростным доступом в Интернет. Обладая значимым конкурентным преимуществом в виде реализованного в сети протокола передачи данных EV-DO, который обеспечивает скорость 600—700 Кбит/с (для сравнения: EDGE, используемый далеко не всеми сетями “Большой тройки”, — не более 120 Кбит/с), компания обещает до конца 2007 г. обеспечить скоростным выходом в сеть абонентов в 29 регионах, а до конца 2008-го — покрыть связью всю лицензионную территорию в 69 регионах РФ.

Гульнара Хасьянова, генеральный директор “Скай Линк”, оценивает общероссийский рынок мобильного доступа к Интернету в 400 млн. долл. (по итогам 2007 г.) и определяет свою долю на нем, как равную 2%. При этом компании в основном достаются “тяжелые” абоненты со значительным объемом трафика и дополнительными услугами (к примеру, VPN-доступ) — в структуре “Скай Линка” 30% абонентов подключены по корпоративным ТП. С течением времени, по прогнозу руководства компании, эта доля должна упасть до 20%, но абонентская база возрасти почти в 10 раз — с нынешних 475 тыс. человек до 5—6 млн. пользователей (к 2011 г.).

Еще одна перспективная целевая группа абонентов, на которую делает ставку “Скай Линк”, — так называемые мобильные профессионалы, сотрудники свободных профессий или самостоятельные специалисты, на собственные средства покупающие оборудование для своего мобильного офиса, обычно состоящего из ноутбука и портативного модема. К слову, более 70% новых абонентов, подключающихся к сети компании, активно используют скоростной доступ в Интернет, что позволяет ей получать 23% своей выручки от этого сервиса. Для сравнения отметим, что у операторов “Большой тройки” данный показатель минимум в три раза ниже, правда, благодаря большей абонентской базе их доходы опережают доходы “Скай Линка” на порядок.

Завоевывать новых абонентов “Скай Линк” планирует за счет усилий в нескольких направлениях. Во-первых, это привлечение пользователей уже к работающей сети скоростного доступа в Интернет, в то время как операторы “Большой тройки” только занимаются выбором поставщиков оборудования для будущих сетей 3G. В зависимости от региона у оператора есть разная фора — от нескольких месяцев (столичный регион, Санкт-Петербург, крупные города РФ) до нескольких лет (территория Сибири, Урала, Дальнего Востока).

Во-вторых, “Скай Линк” планирует экономить на строительстве сети и использовать преимущество радиочастотного диапазона, в котором она работает. По словам ее представителей, инсталляция работоспособной сети с охватом крупных и средних городов в 40 регионах — они добавятся к карте покрытия компании в 2008 г. — и внедрение EV-DO во всех существующих сетях (в том числе более скоростного протокола EV-DO rev. A в Москве и Петербурге) потребует инвестиций всего в 314 млн. долл., в то время как для строительства в диапазоне 2,1 ГГц нужно было бы инвестировать в 3—4 раза больше.

В-третьих, активные прямые продажи, причем не столько через сети по продаже цифровой техники и салоны сотовой связи, сколько через компьютерные магазины и салоны, интернет-магазины и даже бутики дорогих подарков (для этого подготовлено специальное предложение из USB-модема, украшенного стразами, и безлимитного пакета услуг на год). Фактически оператор будет продвигать беспроводной доступ при покупке мобильных компьютеров, и не только в крупных городах, но и в областях рядом с ними, где дефицит кабельных операторов ощущается довольно явно (к примеру, в Московской и Ленинградской областях).

В-четвертых, оптимизация тарифной линейки федеральных предложений, введение пакетов трафика (до сих пор это сделал лишь “МегаФон-Москва”) и внедрение безлимитного доступа в ночное время (будет реализовано уже в сентябре). Также пользователям постепенно будут предложены ТП, где приобретение доступа в Интернет и минут для местных вызовов будет происходить пакетами — на полгода-год вперед.

А вот проект “пластикового роуминга”, с помощью которого пользователь CDMA-терминала мог бы простым движением руки переставить свою RUIM-карту в GSM-терминал и отправиться в зарубежную поездку, пока остается без должного развития. Роуминг доступен только абонентам “Дельты-Телеком” (северо-западное отделение “СкайЛинка”), где роуминговым брокером выступает “МегаФон”. Договорится с родственной компанией, оператором МТС, пока не удается, видимо, по политическим причинам — технические тесты на совместимость проведены еще в прошлом году. Возможно, ситуация изменится в лучшую сторону, если “Скай Линку” удастся заключить соглашение с крупным иностранным роуминговым брокером (скорее всего им будет Vodafone), но произойдет это не раньше конца 2007 г.