Будущее уже настало. Искусственный интеллект (ИИ) и технологии «умного» производства уже сегодня преобразуют бизнес-системы, утверждает технический футурист и консультант Джек Шоу на портале TechTarget.

Представьте себе, что пилот самолета, совершающего полет по маршруту Париж — Бостон, получает от сенсора, встроенного в топливную форсунку двигателя, сигнал о ее чрезмерном износе. После приземления самолет необходимо будет вывести из эксплуатации на несколько часов или даже дней для ремонта. Этот процесс требует много времени, дорого обходится и создает неудобства для авиакомпании и ее пассажиров. Но благодаря технологии «умного» производства, а также использованию ИИ в бизнес-процессах и системах появляются другие возможности. Сейчас происходит цифровая трансформация в экосистему бизнеса на базе ИИ, заявил Шоу на состоявшейся недавно в Бостоне конференции Smart Manufacturing Experience.

Автономный изолированный процесс

Экосистема «умного» производства включает изолированный и автономный процесс замены деталей. Для его запуска микросхема «умного» датчика промышленного Интернета вещей (IIoT), помещенная в топливную форсунку, включает автономную систему обслуживания самолета, которая сообщает всемирной системе обслуживания соответствующей авиакомпании, что после приземления самолета в Бостоне потребуется некая деталь.

Всемирная система закупок авиакомпании получает соответствующее уведомление. Она просматривает тысячи веб-сайтов в поисках сертифицированных поставщиков запчастей, согласовывает условия поставки с системой управления заказами поставщика, построенной на основе ИИ, и выполняет условия смарт-контракта для закупки детали. После утверждения контракта файл с чертежом топливной форсунки загружается в 3D-принтер, находящийся поблизости от бостонского аэропорта. Весь процесс, начиная с идентификации дефекта детали и заканчивая загрузкой чертежа в 3D-принтер, занимает менее четырех минут и не требует вмешательства человека.

Но на этом функционирование «умного» производства и экосистемы на базе ИИ не заканчивается. Процесс автоматической закупки выявляет и отбирает инженеров, имеющих опыт замены данной конкретной детали и готовых выполнить эту работу. Инженер использует очки дополненной реальности, которые отображают 3D-видео процесса замены прямо на деталь, что гарантирует правильность процесса замены. Очки ведут видеосъемку замены для авиакомпании и госрегулятора. После завершения процесса установленный на форсунке датчик IIoT автоматически запускает самопроверку связи с системой обслуживания самолета.

Система закупок авиакомпании получает уведомление, что деталь установлена. Происходит обновление смарт-контракта: поставщик получает плату за деталь, инженерная служба — за ее установку.

«Все это будет. Вопрос в следующем: что обеспечит такой уровень инноваций в процессах, системах и экосистемах в целом? — обратился к аудитории Шоу. — Ясно, что свою роль сыграет целый ряд трансформационных технологий (IIoT, 3D-печать, ИИ), а также другие важные новые технологии „умного“ производства».

3D-печать и новые бизнес-модели

3D-печать первоначально была технологией создания прототипов и помощи в производстве, такой же как тиски и направляющие. В дальнейшем она превратилась в способ изготовления деталей.

«Изготовление детали во многих случаях будет осуществляться там, где она должна применяться, а не на едином централизованном производстве, которое потребует расходов на ее доставку, — сказал Шоу. — Это будет означать цепочки поставок без складов. Не важно, что у авиакомпании нет детали на складе. Потребуется всего пара часов, и она получит деталь, распечатанную на 3D-принтере».

Кроме того, новые технологии вызовут к жизни совершенно новые модели бизнеса по образцу Uber или Airbnb, которые основаны на доступе, а не на владении. General Electric работает по модели фиксированной ставки платы за летный час использования двигателя (power by the hour), в соответствии с которой корпорация обслуживает и эксплуатирует реактивные двигатели, а не продает их авиакомпаниям напрямую. После внесения первоначального взноса авиакомпания платит за каждый час работы двигателя.

«Это переводит крупные капитальные затраты в разряд текущих, что больше соответствует требованиям управления расходами, принятым у авиакомпаний, — сказал Шоу. — Теперь GE отвечает за работоспособность двигателя, чтобы иметь возможность взимать почасовую плату. Так что ее финансовым интересам отвечает тщательный мониторинг каждого двигателя. По мере развития новых технологий мы будем все чаще видеть подобные изменения, особенно когда речь идет об основных капитальных затратах».

Появление автономного предприятия

Появление технологии «умного» производства и систем на базе ИИ ведет к созданию автономного предприятия, утверждает Шоу. У такого предприятия появится возможность думать без участия человека, используя ИИ в сочетании с сенсорами, IIoT и другими возможностями, такими как 3D-печать и дополненная реальность. «Повседневные операции производственных компаний будут производиться автоматически без участия человека, но по-прежнему под контролем и руководством менеджеров, руководителей, инженеров и технических специалистов».

Подобные изменения произойдут прежде всего в организационных процессах, таких как производство, закупки и управление цепочками поставок, но в конечном итоге распространятся на предприятия в целом и преобразуют все экосистемы бизнеса.

«Мы увидим автономные цепочки снабжения, когда детали и материалы, продукты и сервисы, информация и деньги будут перемещаться между организациями и людьми в соответствии с целями и задачами, поставленными владельцами и менеджерами этих систем и процессов», — сказал Шоу.

Некоторые функции, такие как обработка счетов-фактур, отпадут, когда они перестанут создавать добавочную стоимость, другие адаптируются к новым технологиям. Процесс закупки никогда не исчезнет, потому что организации всегда ищут новых поставщиков деталей, материалов и ресурсов. Но этот процесс будет непрерывно совершенствоваться и превратится в высокоавтоматизированный.

Технология «умного» производства и трансформация бизнеса на базе ИИ не смогут состояться без организационных изменений. Компаниям потребуется изменить свое мышление и научиться стимулировать усовершенствования, а не просто проводить изменения ради изменений.

«Необходимо изменить бизнес-процессы, а также, возможно, фундаментальную модель бизнеса, чтобы лучше использовать ваши основные компетенции для создания добавочной стоимости в меняющейся экосистеме бизнеса, с которой ваша организация будет работать в ближайшем будущем», — сказал Шоу.

Инициативам в области «умного» производства нужны четкие цели

Любая реализация технологии умного производства требует тщательного управления, четких ожиданий и целей, заявил руководитель The Boston Consulting Group Джастин Ахмед, который также выступил на конференции Smart Manufacturing Experience.

Усилия по созданию «умного» производства должны устранить болевые точки организации и решить проблемы экономически эффективным способом, который создает добавленную стоимость, сказал Ахмед. «Если владельцы компании видят пользу для бизнеса в тех приложениях, которые вы им предлагаете, они обеспечат финансирование. Но если непонятно, какую пользу они могут принести, или если это набор разрозненных инициатив, то трудно собрать крупную команду и получить импульс, который совершенно необходим для стимулирования этой работы».

Успешные инициативы в области «умного» производства должны быстро приносить прибыль, что помогает формировать программы, которые финансируются за счет собственных средств и приводят к появлению новой волны усовершенствований. Кроме того, эти инициативы должны быть связаны с приемлемым уровнем риска, отметил Ахмед.

«Вы не хотите быть слишком консервативными, но вы не хотите и забегать слишком далеко вперед и попусту растрачивать деньги, — сказал он. — Вам необходимо найти баланс для организации, в которой вы работаете».

Версия для печати