По ряду причин пандемия ускорила внедрение ИИ на предприятиях. Портал The Enterprises Project приводит мнения экспертов относительно того, как будет развиваться корпоративное применение ИИ в 2021 г.

До пандемии искусственный интеллект уже был готов к огромному росту в 2020 г. Еще в сентябре 2019-го IDC прогнозировала, что расходы на технологии ИИ вырастут к 2023 г. более чем в два с половиной раза — до 97,9 млрд. долл. COVID-19 лишь увеличил потенциальную ценность ИИ для предприятий. Согласно исследованию состояния ИИ, опубликованному McKinsey в ноябре 2020 г., половина организаций внедрила по крайней мере одну из функций ИИ.

«Поскольку пандемия продолжает влиять на способность предприятия работать, ИИ во многих обличьях будет становиться все более важным, поскольку предприятия стремятся понять свои наборы данных, затронутые COVID, и продолжают автоматизировать повседневные задачи», — говорит Уэйн Баттерфилд, директор ISG Automation, подразделения глобальных технологических исследований консалтинговой фирмы ISG.

Кроме того, в 2020 г. ИТ-операции столкнулись с большим количеством проблем и стрессов, учитывая все сдвиги в направлении расширения возможностей работы из дома, и это, скорее всего, продолжится в 2021 г. Здесь ИИ также играет важную роль. «Поскольку предприятия подключены к цифровой сети как никогда ранее, — говорит Дэн Симион, вице-президент по ИИ и аналитике Capgemini North America, — ИИ может обеспечить их работоспособность».

Тенденции-2021: что происходит на предприятиях

Однако в центре внимания при внедрении ИИ будет не просто повышение эффективности или действенности операций. «Мы видим заметный сдвиг в сторону использования ИИ для улучшения опыта заинтересованных сторон из-за пандемии», — говорит Алиша Миттал, директор по практике консалтинговой и исследовательской компании Everest Group.

Ожидается, что в 2021 г. ИТ-руководители будут отслеживать следующие тенденции.

1. ИИ-специалисты остаются в дефиците

Ожидается, что обеспечение специалистами будет ключевым вопросом, сопровождающим ускоренное внедрение ИИ в 2021 г. «Предприятия начали осознавать важность демократизации ИИ для устранения этого постоянного разрыва», — говорит Миттал.

ИТ-директора работают над тем, чтобы сделать данные доступными для нетехнических пользователей. Важно, чтобы ИИ использовался более широким кругом пользователей. «Успешная демократизация ИИ требует сосредоточения внимания на ключевых аспектах данных, технологий и стратегии обучения, поддерживаемых децентрализованной моделью управления, — говорит Миттал. — Предприятия также должны сосредоточиться на контекстуализации, управлении изменениями и управлении».

2. ИИ подпитывает самоуправляемые ИТ

В 2021 г. мы увидим больше решений для ИИ, которые смогут самостоятельно обнаруживать и устранять распространенные ИТ-проблемы, прогнозирует Симион: «Эти решения позволят самостоятельно исправлять и самостоятельно устранять любые сбои или проблемы в упреждающем режиме, сокращая время простоя системы или критического приложения. Это позволит командам выделять свои ресурсы на сложные и высокоприоритетные проекты, на которых они должны сосредоточиться».

3. ИИ структурирует неструктурированные данные

В предстоящем году предприятия будут использовать машинное зрение и обработку естественного языка (NLP), чтобы облегчить структурирование неструктурированных данных, таких как изображения или электронные письма, говорит Баттерфилд. Цель — создание данных, которые технология роботизации процессов (RPA) сможет с большей легкостью использовать для автоматизации транзакционной деятельности на предприятии.

«Мы наблюдаем рост RPA, которая является самой быстрорастущей областью внедрения ПО в последние 24 месяца. Но RPA имеет свои ограничения — главным образом в том, что может обрабатывать только структурированные данные, — объясняет Баттерфилд. — Использование ИИ для выполнения сложной задачи понимания неструктурированных данных, а затем предоставления определенных выводов, таких как намерение клиента, позволит RPA доводить свои действия до конечного результата».

4. ИТ-отделы выводят ИИ на больший масштаб

«В 2020 г. мы продолжали наблюдать значительное расширение внедрения ИИ в ИТ-отделах, — говорит Симион. — В 2021 г. я ожидаю, что организации начнут видеть преимущества от выполнения своих моделей ИИ и МО — не только на уровне производственной эксплуатации, но и в плане масштабирования». Одно из преимуществ ИИ заключается в том, что он может достичь окупаемости инвестиций в реальном времени, отмечает он, поэтому 2021-й может стать годом, когда многие организации увидят, как их усилия по внедрению ИИ начинают окупаться.

5. Больше ИИ становится объяснимым

От модели ИИ как «черного ящика» нужно уходить в сторону большей прозрачности. «Больше внимания будет уделяться объяснимости ИИ, — говорит Дэйв Лукас, старший директор по продуктам в центре обработки данных клиентов Tealium, — возможности четко сформулировать для непрофессионала, как каждая отдельная характеристика или точка данных влияет на конечный прогноз или результат выполнения модели». По мере того, как данные подвергаются все большему регулированию, доверие к ИИ будет иметь решающее значение.

6. AIOps взрослеет

Сложность ИТ-систем экспоненциально растает в течение последних нескольких лет. Недавно Forrester отметила, что поставщики ответили на это платформенными решениями, которые объединяют несколько некогда изолированных дисциплин для мониторинга, таких как инфраструктура, приложения и сеть. AIOps позволяет «ИТ-операциям и другим группам улучшить ключевые процессы, задачи и процесс принятия решений за счет улучшенного анализа объемов и категорий данных», — говорит Эвелин Эрлих, директор по исследованиям DevOps Institute.

Forrester советует ИТ-лидерам искать поставщиков AIOps, которые могут расширить возможности совместной работы между коллективами за счет корреляции данных, обеспечить сквозное цифровое взаимодействие и легко интегрироваться во всю цепочку инструментов управления ИТ-операциями.

7. Усиленные с помощью ИИ процессы

Данные и ИИ являются ключом к конкурентным преимуществам и будут частью более широкой стратегии автоматизации процессов и инноваций. «В рамках этой стратегии экосистемы данных являются масштабируемыми, управляемыми, бережливыми и предоставляют своевременные данные из разнородных источников, но в то же время им необходимо быстро адаптироваться к инновациям, — говорит Ана Малоберти, инженер по большим данным Globant. — Компании идут все дальше в оптимизации с помощью „усиленных процессов“ — как в рамках бизнеса, так и в рамках разработки ПО».

Инструменты «усиленного кодирования» (augmented coding), которые являются основным направлением деятельности Globant, оптимизируют процессы разработки ПО с использованием ИИ, стремясь получить такие преимущества, как улучшенная совместная работа и более широкий коллективный интеллект. «Основной проблемой в использовании этой технологии является культурная, — говорит Малоберти. — Чтобы создать устойчивую и надежную модель доставки приложений, необходимо прежде всего способствовать формированию организационного мышления, основанного на данных, и выйти из экспериментальных этапов ИИ».

8. Голосовой и языковой интеллекты взлетают

Увеличение числа удаленных рабочих мест приведет к более широкому внедрению функций NLP и автоматического распознавания речи (ASR), особенно в клиентских контактных центрах клиентов, прогнозирует Баттерфилд. По его словам, исторически менее 5% всех контактов с клиентами регулярно проверяются на качество и обратную связь с оператором. И если в офисе наставник может обучать оператора непосредственно в рабочем процессе, то в условиях удаленной работы предприятиям необходимо будет использовать ИИ.

9. ИИ и облако начинают извлекать взаимную пользу

«Искусственный интеллект будет играть значительную роль в более широком внедрении облачных решений, — говорит Рико Бернетт, директор по клиентским инновациям поставщика юридических услуг Exigent. — Мониторинг и управление облачными ресурсами и огромными объемами генерируемых данных, будут усилены за счет развертывания ИИ».

10. Этика и стандарты ИИ — в центре внимания

«В 2020 г. международные партнерства, такие как Partnership on AI , перешли от идей к действиям, — говорит Натали Картрайт, соучредитель и COO банковской ИИ-платформы Finn AI. — В 2021 г. они предоставят экспертные знания и возможности согласования того, как обеспечить использование ИИ против основных глобальных проблем, обеспечить интеграцию и разнообразие, а также стимулировать инновации и экономический рост». Беспристрастность алгоритмов и прозрачность данных являются лишь двумя из проблем в центре внимания, поскольку этика ИИ становится более важной для организаций в различных отраслях и общества в целом.