Рассмотрим, как пандемия меняет человеческую динамику в корпорациях, и какую роль современные технологии с искусственным интеллектом могут сыграть в переосмыслении рабочего пространства.

Выгода в отношениях выходит на первый план

По мере развития технологий станет возможным беспрепятственно совмещать удаленную работу и работу в офисе. Домашний офис станет таким же функциональным, как и привычное пространство в бизнес-центре. При этом не стоит упускать вопрос о том, как изменения в рабочей культуре отразятся на человеческих отношениях.

Техническая возможность проводить конференции онлайн существует уже около 20 лет, а в течение последних десяти это стало гораздо выгоднее с финансовой точки зрения. Но людям не всегда нравится формат онлайн-конференций — они любят ужинать с друзьями и коллегами в реальности, гулять и общаться. Из-за социальных ограничений в период пандемии более острой становится проблема одиночества. Когда мы думаем о том, что могли бы спонтанно собраться с друзьями где-нибудь на открытой веранде, становится ясно: онлайн и живое общение — это не одно и то же.

Когда коллеги взаимодействуют в реальной жизни, общение между ними происходит на другом уровне. Это более открытый и менее стесненный опыт. Например, я работаю менеджером продукта и иду в кафе, где встречаю своих коллег-инженеров. Мы обедаем вместе, и в процессе общения появляется отличная рабочая идея. А ведь мы не планировали эту встречу, а просто случайно столкнулись.

Отношения, включающие такое физическое взаимодействие, всегда характеризовались бόльшим уровнем вовлеченности. Вам же приходилось, например, играть с клиентом в гольф или ходить на картинг? Вспомните, как менялись ваши отношения после. В период же социальной изоляции отношения между коллегами стали менее искренними, превратившись в трансакционные. Понятие трансакционных отношений иллюстрирует общение на условиях, выгодных для каждой из сторон, образно говоря, «услуга за услугу». При этом личного интереса и вовлеченности в общение, как правило, нет. В русскоязычной среде термин «трансакционные отношения» отсутствует, а англоговорящие психологи обычно рассматривают его в контексте взаимодействия людей в паре. Но по аналогии это понятие можно применить и ко всем другим форматам общения, в том числе между коллегами в компании.

Важно не утратить искренность в общении. Мы живем в эпоху, когда digital-коммуникации занимают наибольшую долю среди всех способов взаимодействия, поэтому личные встречи и живое общение ценятся как никогда раньше. Это означает, что несмотря на социальное дистанцирование и другие меры предосторожности, компаниям необходимо укреплять социальные связи между сотрудниками.

Искусственный интеллект в роли офисного голосового помощника

В ближайшее время мы увидим ускоренное развитие технологий ИИ, особенно в части голосовых сервисов. Они подтолкнут компании к улучшениям рабочих процессов.

В пандемию многие стараются лишний раз не прикасаться к предметам и поверхностям в общественных местах. Решения на основе ИИ помогут найти выход из этой ситуации и не дотрагиваться до поверхностей в холле, конференц-залах и общих пространствах. Но это еще не все. ИИ также предупредит о важных моментах, которые помогут в повседневной офисной жизни, например, о том, что переговорная комната переполнена или что встреча закончилась и помещение можно убрать.

C развитием технологий ИИ станет возможен сценарий, когда человек заходит в помещение и говорит: «Позвонить Михаилу». ИИ знает, что это тот самый Михаил, с которым этот человек больше всего общается в этом пространстве, и выполняет просьбу. Или, например, можно попросить включить «твой» режим освещения. Технологии будут становиться более органичными, вовлекающими и бесконтактными.

Говоря об ИИ, многие представляют роботов, которые идут по коридору и разносят посылки. И отчасти они правы. Но все-таки ИИ — это про данные, про способность получать их, обрабатывать и управлять ими, а затем использовать их для решения каких-то задач. На рабочих местах будет появляться больше технологий на основе ИИ. С социальным дистанцированием переговорные комнаты, предназначенные для 10 человек, теперь вмещают около 5. Система сможет увидеть, что в помещении находятся 7 сотрудников, и предупредить их о нарушении. Работу из дома ИИ тоже может сделать более комфортной. Например, будет предупреждать пользователя о том, что во время звонка у него пропадает связь или лает собака на заднем фоне.

Переосмысление офисных помещений

Сейчас компании определяются с тем, какой объем офисных помещений им понадобится после пандемии. Нет сомнений в том, что больше людей будут работать из дома и офисы станут свободнее. Но, с другой стороны, не поглотит ли потребность в социальной дистанции все освободившееся пространство? И смогут ли компании создать на этих квадратных метрах такую креативную среду, которая будет способствовать сотрудничеству и сплочению коллектива?

Мы уже долгое время ищем способы более эффективно использовать помещения, но с пандемией появились новые потребности: соблюдение социальной дистанции, возможности аудио- и видеосвязи. Сейчас компании работают над способностью камеры распознавать голоса, причем так, чтобы это было естественно и не отвлекало людей. Я думаю, что все эти технологии выйдут за рамки конференц-залов и реализуются в розничной среде через Интернет вещей. Например, помогут сохранять социальную дистанцию в супермаркетах.

В плане организации традиционного рабочего места произойдет действительно кардинальное изменение — офисы не будут прежними. Сейчас компании определили, что как минимум 10%, а в некоторых случаях и три четверти рабочих пространств не нужны. Но это не означает, что эти компании вернутся к работе с потерями в количестве сотрудников. Как и не означает, что рынок коммерческой недвижимости умирает. Но ясно то, что его нужно переосмыслить и перепрофилировать, чтобы вновь завоевать сердца и умы корпораций.

Карл Визе, исполнительный вице-президент коммуникационной компании Poly