Бизнес не сможет достичь критически важных показателей без применения искусственного интеллекта и данных. Исполнительный вице-президент по аналитике и данным Capgemini Americas Джерри Курц обрисовал на портале InformationWeek четыре тенденции их развития.

Вышедший в 1999 г. на экраны фильм «Матрица» продемонстрировал экстремальную версию ИИ и силу данных, которая в то время во многих отношениях казалась невозможной. Новая часть фильма вышла спустя 20 лет, когда восприятие ИИ и отношение к данным радикально изменилось. Сегодня ИИ и данные больше не являются «приятными мелочами» или невыполнимыми желаниями. Организации осознают, что каждая из этих возможностей необходима для получения преимущества и роста — и доказательства тому налицо. Потребители чувствуют себя при взаимодействии с ИИ все более комфортно и уверенно, предприятия преодолевают обычные барьеры для масштабирования своих ИИ-программ, переходя от интуиции и чутья к принятию решений на основе данных.

Ниже рассматривается четыре тенденции в области ИИ и данных, которые сформируют в этом году несколько высокоприоритетных сценариев их применения:

1. Совместные экосистемы данных станут главным приоритетом для предприятий

Компаниям крайне важно выйти за рамки простого извлечения инсайтов из своих данных. Ключевым моментом может стать сотрудничество с партнерами и поставщиками. Исследование Capgemini Research Institute, опубликованное в 2021 г., показывает, что организации, которые извлекают дополнительные инсайты из данных, принадлежащих компаниями, которые входят в их экосистемы, имеют вдвое большую рыночную капитализацию. Такой обмен данными также может привести организации к партнерству в разработке новых продуктов, услуг и опыта — и в вскоре мы увидим, как компании будут приступать к новым инициативам, которые они не смогли бы реализовать самостоятельно.

2. Впереди — освоение данных бизнесом в масштабе

Данные сами по себе важны, но в этом году основное внимание будет уделяться использованию данных для решения бизнес-задач. Время доказательств концепций прошло — поскольку данные и ИИ становятся все более масштабными, стратегическими и критически важными, компаниям необходимо адаптировать свои дорожные карты для поддержки всеобъемлющих бизнес-целей, уделяя особое внимание получению ценности от них. В этом и в последующие годы организациям предстоит проделать еще много работы в этой области, поскольку только 16% организаций в настоящее время осваивают данные и ИИ в масштабе. Выход на новый уровень трансформации, ориентированной на бизнес, потребует от бизнес-лидеров, включая директора по предоставлению опыта (Chief Experience Officer, CXO), персонального участия в программах управления данными, аналитикой и ИИ, чего до сих пор не происходит в большинстве организаций. Разрушение барьеров между бизнесом и ИТ может показаться прорывом, но компании должны более тесно связать их, чтобы максимизировать потенциальные выгоды.

3. ИИ будет отвечать за цепочки поставок

Сбои, вызванные пандемией, потребовали от предприятий практически всех отраслей решать проблемы с цепочками поставок и уделять первоочередное внимание устойчивости. Для достижения этой цели цепочки поставок должны быть оснащены ИИ во всех технологических областях и использовать преимущества экосистем данных, создаваемых благодаря сотрудничеству партнеров. Исторические данные, а также существующие подходы и модели планирования цепочек поставок будут менее актуальны из-за изменений в потребительском спросе и структуре покупок, произошедших за последние годы. От планирования поставок и спроса до поиска сырья и цифрового производства — цепочки поставок в 2022 г. должны быть перестроены, оснащены ИИ и, что самое главное, ориентированы на будущее.

4. Неослабевающий фокус на «любых талантах»

Ландшафты ИИ и данных постоянно развиваются, и одним из основных последствий этого является постоянно меняющийся рынок труда. В 2022 г. организациям, ищущим специалистов в области ИИ и данных, необходимо инвестировать в инициативы мирового класса по набору и удержанию персонала, чтобы бороться с «великим увольнением», поощряя инклюзивность и взращивая культуру обучения и внутреннего роста.

В дополнение к своим повседневным обязанностям сотрудники, работающие в этих областях, ищут возможности работать над целевыми и полезными проектами в области экологической устойчивости. Компании должны способствовать развитию своих сотрудников, работающих с ИИ и данными, чтобы те получили такой опыт. Это особенно актуально для отраслевых организаций, которые могут столкнуться с растущей конкуренцией со стороны крупных технологических компаний при наборе и удержании сотрудников, обладающими навыками работы с ИИ и данными.