Несмотря на растущее внедрение искусственного интеллекта, новое исследование датских экономистов Андерса Хумлума и Эмили Вестергаард «Large Language Models, Small Labor Market Effects» показывает, что ИИ-инструменты, включая чат-боты, такие как ChatGPT, не оказали «значительного влияния на заработок или экономию рабочего времени» в разных профессиях, не оправдав ожиданий относительно роста производительности труда на рабочем месте, сообщает портал eWeek.

Исследование, проведенное учеными из Дании и охватывающее множество профессий, говорит о том, что, хотя ИИ может рационализировать некоторые задачи, он не привел к заметным изменениям в оплате труда или рабочих часах. Эти выводы опровергают широко распространенные предположения о том, что ИИ кардинально изменит рынок труда, и указывают на то, что его влияние может быть более ограниченным, чем многие прогнозировали.

Исследованием, в котором изучалось внедрение и влияние на рынок труда ChatGPT и других подобных ИИ-инструментов, было охвачено 25 тыс. работников 11 профессий в Дании. Хотя внедрение ИИ-инструментов широко распространено — их используют около половины работников в затронутых категориях профессий, — исследование не выявило значительного влияния ИИ на заработную плату или количество отработанных часов. По оценкам исследователей, ИИ экономит в среднем всего 2,8% рабочего времени, или примерно один час на 40-часовую неделю.

Исследователи также отметили, что работники тратят дополнительное время на изучение результатов работы ИИ или на выполнение новых обязанностей. Новые задачи, связанные с ИИ, появились у 8,4% работников, что еще больше снижает потенциальный прирост производительности. В целом, полученные данные опровергают ожидания быстрой трансформации рынков труда под влиянием ИИ.

Некоторые эксперты утверждают, что недостаточный рост производительности труда с помощью ИИ, как показано в исследовании Хумлума и Вестергаард, связан с тем, как организации внедряют эту технологию.

Равин Джесутасан из Массачусетского технологического института утверждает, что одного внедрения ИИ недостаточно; для достижения реальных результатов компаниям необходимо перестроить рабочие процессы, автоматизировать рутинные функции и реорганизовать команды. Без этих фундаментальных изменений компании рискуют сохранить устаревшие процессы, что ограничит выгоды от внедрения ИИ.

В то же время некоторые другие исследователи сообщают о значительном росте производительности труда при внедрении ИИ. Так, в статье Эрика Бринйолфссона, Даниэль Ли и Линдси Р. Рэймонд, опубликованной в 2023 г., говорится, что инструменты генеративного ИИ повысили производительность труда агентов службы поддержки клиентов почти на 14%, а у менее опытных работников этот показатель достиг 34%.

Эти противоположные выводы подчеркивают сложность оценки экономического воздействия ИИ, которое может сильно варьироваться в зависимости от отрасли, структуры задач и состава рабочей силы.

Станет ли ИИ настоящей революцией в сфере труда, пока неясно. Пока что первые данные рисуют неоднозначную картину. Необходимо провести дополнительные исследования — и запастись терпением — прежде чем делать окончательные выводы. Пока последствия не станут более очевидными, целенаправленная интеграция ИИ может предложить больше, чем просто широкие ожидания.