Директор департамента глобальных технологий и консалтинга компании PricewaterhouseCoopers Пол Гейнор рассказывает на портале InformationWeek о возрастающем значении данных в деятельности предприятий любого уровня.

Неотъемлемой частью инноваций, которые вскоре окажутся на переднем крае Четвертой промышленной революции (ЧПР), являются технологии по сбору, обработке и применению данных для улучшения качества обслуживания клиентов. Данные — это кислород ЧПР, они станут основой процветания для той или иной компании.

Некоторые из них будут буквально «дышать» данными и это будет так же естественно, как люди дышат воздухом. Но будут и противоположные примеры — избыток данных, неумение управлять ими поставит часть фирм в тупиковую ситуацию. Пока что сложно спрогнозировать, какой из сегодняшних бесчисленных сценариев с интенсивным потреблением данных через десять лет станет коммерческим продуктом. Дело в том, что в мире существует колоссальное число гаджетов, и каждое действие с ними, будь то подключение к другому устройству или к сетям, сайтам генерирует новые данные. Это, в свою очередь, создает возможности для разработки новых продуктов, которые обеспечивают гораздо лучший сервис для клиентов.

Влияние данных на раннем этапе

Значение данных всегда было велико, но теперь оно приобретает решающее значение, и это хорошо видно на примере таких отраслей, как медицина, транспорт и многие другие. Рассмотрим в качестве примера новомодные «умные» часы и трекеры активности, которые помимо прочего мотивируют владельцев уделять больше внимания занятию спортом. При этом многие компании полагают, что потенциал медицинских устройств раскрыт не полностью и продолжают его совершенствовать. Например, 7 из 10 ведущих компаний-производителей медицинского оборудования провели реорганизацию, превратившись из чистых производителей в поставщиков комплексных услуг, все они также предоставляют учебные и образовательные ресурсы, и все эти изменения проводятся под влиянием растущей ценности данных.

Со временем появятся новые способы прикладного применения данных, которые помогут решить давно наболевшие вопросы — предотвращать автомобильные аварии, травмы и даже случаи со смертельным исходом. Несмотря на то, что современные автомобили по максимуму оснащены системами безопасности (подушки и ремни безопасности, система оповещения о выходе из полосы движения, система обнаружения слепых зон и др.), уровень аварийности на дорогах не снижается. Однако автомобили следующего поколения будут оснащены настолько продвинутыми системами безопасности, взаимодействующими с потоками данных и более продвинутыми инструментами аналитики, что по сравнению с ними защита сегодняшних автомобилей будут выглядеть как бампер легендарной модели Ford «T».

Роль данных будет возрастать не только в здравоохранении или в сфере обеспечения безопасного передвижения, в течение нескольких лет появятся компании-инноваторы, которые изобретут новые методы применения данных. Нужно понимать, что ЧПР — это не просто технология или группа технологий, а новая промышленная эпоха, которая начинает влиять на каждую область бизнеса и затрагивать практически все аспекты нашей жизни. Те компании, которые смогут манипулировать информацией в условиях суперподключенности, первыми заложат основы революционного опыта взаимодействия с клиентами.

Перегруженность данными

Считается, что чем большим объемом данных владеет компания — тем большее у нее поле для бизнес-маневров, однако это только в теории. На практике происходит следующее: объем данных с каждым годом растет в геометрической прогрессии и мы все чаще слышим термин «большие данные». Одновременно с накоплением данных возникает проблема, как их отсортировать по степени важности и затем задействовать для решения критически важных проблем бизнеса. Сортировка и анализ данных, особенно если это большие данные, — это трудоемкая и дорогостоящая задача. Как ИТ-директорам и другим руководителям предприятий научиться определять ценность данных, выбирать правильные подходы и ресурсы для инвестирования в этот процесс? Ответ на этот вопрос заключается в том, какие цели ставит перед собой компания.

Определение целей, выработка стратегии работы с данными

Во многих случаях данные могут помочь выявить проблемы, о которых ранее не было известно, но для начала нужно понять, с чего начать. В качестве отправной точки могут послужить те области бизнеса, которые показывают недостаточную отдачу. Вы преследуете цель сделать продукт или сервис более безопасным, как в случае с беспилотными автомобилями? Сократить время поездки клиента? Хотите знать реакцию клиентов на ваши предложения? Сбор и анализ информации — ответы на эти вопросы, однако чтобы получить отдачу, прежде нужно провести сравнительную оценку объема необходимых инвестиций, затрат и определить потенциальные риски. Без сомнений, данные подводят основание для роста бизнеса компании, но само инвестирование без наличия выработанной стратегии может обернуться пустой тратой средств или потреблением данных впустую.

Версия для печати (без изображений)