Роль данных для бизнеса с каждым годом растет и этот год не будет исключением. Ведущий аналитик по рыночным стратегиям Exasol Хелена Швенк и ее коллега, аналитик по рыночному анализу Майкл Гленн рассказывают на портале Information Age о возрастающем значении культуры данных, выходе из обихода термина «большие данные» и др.

Результаты исследования, проведенного Gartner в 2018 г., показали, что для 54% предприятий приоритетным направлением являются данные и аналитика, которые они собираются применять для повышения эффективности процессов в рамках своей стратегии, тогда как 34% респондентов основным направлением деятельности рассматривают повышение качества обслуживания клиентов и разработку новых продуктов. Эти результаты наглядно продемонстрировали, что данные становятся все более важным элементом стратегии бизнеса. Очевидно, что сегодня компании рассматривают различные способы их использования для выработки планов интеллектуальных, действенных идей для опережения соперников за счет конкурентных отличий. Поскольку мы вступаем в эпоху данных, важно понимать, что это означает.

Грамотность в сфере данных проникнет в Agile-методологии

В 2001 г. Agile-методология начала двигаться из мира разработки ПО в сторону инициатив по управлению проектами, подавая себя как средство, которое помогает сгладить последствия непрерывных изменений. Она сочетает в себе дисциплину исполнения с постоянными инновациями таким образом, чтобы стимулировать вовлеченность сотрудников. Одним из преимуществ методологии является способность разрушать организационные барьеры. Но по мере того, как инновации становятся высокотехничными и ориентированными на данные, лидеры бизнеса, в отличие от специалистов по данным, испытывают все больше трудностей из-за отсутствия навыков общения на «языке данных».

Таким образом, грамотность в сфере данных станет критически важным навыком для организаций, стремящихся постоянно вводить новшества на фоне растущих объемов информации. Ключом к созидательному потенциалу является разнообразие мышления, оно же стимулирует создание инструментов, которые наделяют сотрудников организаций способностью создавать идеи и группироваться вокруг инноваций. Информационная грамотность будет рассматриваться в качестве посредника между генерацией идей и их воплощением в жизнь: обучившись «языку данных», специалисты по продажам, менеджеры, юристы и другие категории специалистов, которые не обладают специализированными навыками, смогут конструктивно общаться со специалистами по данным, донося до них свои идеи.

От больших данных к корпоративным стратегиям данных

Стратегии в области данных остаются главным приоритетом для предприятий, что подтверждается возрастающим влиянием роли директоров по данным (CDO) в бизнес-процессах предприятий. По данным исследования Exasol «Cloud Survey», которое было проведено в прошлом году, 86% респондентов сообщили включении CDO в свой штат, чтобы проводить скоординированную стратегию в области обработки и управления данными. Работа с данными — критически важная инициатива в современном бизнесе, но в этом году намечается тенденция к снижению популярности термина «большие данные», который употреблялся по любому поводу. Чтобы обозначить рамки анализируемых данных, компании прибегнут к конкретике, говоря, что работают с демографическими данными клиентов, выписками по кредитным картам, данными о транзакциях и точках продаж, онлайн- и мобильными переводами и платежами, а также данными бюро кредитных историй, чтобы обнаружить сходства в клиентской базе, которая может состоять из десятков тысяч микросегментаций. С их помощью компании смогут создать свой «следующий новый продукт», который подстегнет продажи и поможет удержать внимание клиентов.

За последние два года количество назначений на должность CDO в компаниях резко возросло, особенно это касается финансовых организаций и страховых компаний, которые уделяют повышенное внимание созданию логической структуры для работы с данными, а также образуют отдельные специальные департаменты. Количество CDO в финансовом секторе выше, чем в других отраслях, и в этом году отрыв увеличится. Финансы — один из наиболее развитых в аналитическом отношении секторов, и круг обязанностей CDO в нем трансформируется наиболее ощутимо, уходя от первоначально технических задач к охвату более широкого круга задач, которые включают управление данными, аналитику, науку о данных, этику и цифровую трансформацию.

Фактически CDO достигли того авторитета, чтобы действовать в качестве агентов изменений для бизнеса, уделяя ему повышенное внимание. Основные функции CDO касаются соблюдения регуляторных требований и введения в действие нормативных мандатов, что позволяет ведущим компаниям задействовать их опыт в качестве источника бизнес-идей, стратегий и инноваций, таких как разработка дополнительных информационных услуг, которые позволяют использовать новые основополагающие процессы и политики.

Повсеместное внедрение ИИ начнется только в самых передовых фирмах

В этом году компании продолжат активно инвестировать в ИИ, но большинство из них будут применять его как вспомогательное средство для решения узкоспециализированных задач. Например, фирмы, которые производят товары повседневного спроса, с большей вероятностью будут вкладывать средства в промышленную робототехнику, которая позволит оптимизировать производственные процессы, а операторы — в виртуальных агентов, работающих с клиентами. Однако какая-то часть компаний попытается извлечь из ИИ выгоду, задействуя его во всех возможных направлениях деятельности.

Например, анализ настроений может использоваться не только для разбора жалоб клиентов, но и наполнения маркетингового контента и микросегментации для сложных стратегий продаж. Выбор ИИ-решений будет зависеть от структуры расходов для определения моделей next-product-to-buy и выработки глубоко персонализированной маркетинговой стратегии.

Препятствием на пути широкого внедрения ИИ является отсутствие данных для обучения. Большинство компаний не могут похвастаться богатством информации, которой владеют Google, Apple и Amazon. Их продукты и услуги обладают почти неисчерпаемым запасом разнообразных потоков данных, создавая идеальную среду для обучения алгоритмов. Очевидно, что небольшие компании не имеют доступа к сопоставимым наборам данных или он чрезмерно дорог.

Спрос на данные будет удовлетворяться за счет синтетических наборов данных

Синтетические наборы данных позволяют небольшим или менее прогрессивным компаниям закрыть брешь в виде нехватки данных и приступать к освоению ИИ. Синтетические данные — это данные, которые генерируются программно. Например, реалистичные изображения объектов в произвольных сценах, визуализируемые с помощью движков видеоигр, или аудио, генерируемое моделью синтеза речи из какого-либо текста.

Наибольшей популярностью будут пользоваться следующие две стратегии использования синтетических данных:

  • изучение реальных статистических распределений и воспроизведение имитируемых данных в соответствии с полученными закономерностями;
  • создание поведенческих моделей с последующей генерацией случайных данных. Это поможет выявить эффект взаимодействия между различными агентами, которые оказывают влияние на систему в целом.

Компании с ограниченными возможностями хранения данных обнаружат, что для размещения своих синтетических данных им нужно сложное решение с элементами машинного обучения.

Очевидно, что данные являются важным активом в бизнесе. И, похоже, что 2020-й станет еще одним переломным годом для данных, с помощью которых продолжат открываться бесконечные возможности для новых стратегий и аналитики.