В своем выступлении на ежегодной конференции ViRush разработчика отечественной BI-платформы компании Visiology президент группы Polymedia, включающей Visiology, Елена Новикова назвала импортозамещение, особенно в крупных компаниях с государственным участием, одним из основных драйверов росийского BI-рынка. Этому способствует уход глобальных BI-вендоров в облака (как правило, в зарубежных ЦОДах) и регуляторные риски использования их продуктов. Продукт Visiology, зарегистрированный в реестре отечественного ПО и ожидающий в нынешнем году завершения сертификации ФСТЭК, имеет благодаря этому хорошие перспективы.

Заместитель генерального директора Visiology по разработке Алексей Никитин даже попробовал оценить перспективы попадания Visiology в магический квадрант Gartner. По его мнению, для того, чтобы приблизиться к лидерам BI-квадранта (Microsoft PowerBI, Qlik, Tableau), нужно существенно повысить удобство работы с платформой Visiology, в то время как по широте спектра функциональных возможностей их продукт ничуть не уступает лидерам. Полагают, что продвинуться в этом направлении поможет активная обратная связь с партнерами и заказчиками, осуществляемая сегодня через службу поддержки и призванная, в конечном итоге, снизить сложность выполнения проектов внедрения.

Впрочем, следует помнить, что Gartner ранжирует не продукты, а компании, и поэтому принимает во внимание не только функциональные качества ПО, но также наличие у вендора развитой партнерской сети и проектов, выполненных в самых разных странах. Первой российской компанией, попавшей в свое время в квадрант Gartner, была пермская «Прогноз», которая, как известно, по ряду причин прекратила свое существование. И хотя впоследствии компания «Форсайт» получила полную лицензию на продукт Prognoz Platform с правом на его сублицензирование, доработку, сопровождение, поддержку и модификацию, в гартнеровский квадрант ей пока пробиться не удалось.

Как рассказал генеральный директор Visiology Иван Вахмянин, к строительству партнерской сети компания приступила в начале 2019 г. и на протяжении года партнеров было около десятка, а их число практически не менялось. Но начиная с 2020 г. оно стало быстро расти, и сегодня этот статус имеют 76 компаний — реселлеров, интеграторов и технологических вендоров, таких как Loginom, ArenaData, Vertica. За год было проведено несколько масштабных внедрений регионального и федерального уровня.

Некоторые из них, например построение ситуационных центров губернатора Смоленской и Рязанской областей, представляли собой комплексные проекты Polymedia с поставкой видеостен и другого оборудования, а также аналитической платформы Visiology и решений на ее основе. В ходе этих проектов осуществлялась интеграция с информационными системами федерального уровня. Построена также система мониторинга внешнеэкономической деятельности для Минпромторга.

По словам Елены Новиковой, выход на зарубежный рынок — одна из стратегических целей компании: сегодня она уже работает в Казахстане (ряд проектов по ситуационным центрам), Узбекистане и Азербайджане. Планируется выход и на рынки других стран. Еще одна стратегическая цель — рост числа внедрений аналитической платформы и комплексных решений на ее основе: не исключено, что для этого в составе группы Polymedia будет создана отдельная компания.

В настоящее время внедрением BI-решений на базе продуктов Visiology, а также комплексных решений по построению хранилищ данных, интеграции с другими системами, занимается специальное подразделение Polymedia. Основную долю выручки обеспечивают заказчики из бизнеса (24%), госкорпорации (16%), министерства (14%), региональные правительства (11%) и промышленные предприятия (11%). Сегодня органы государственной власти и компании создают системы для анализа ситуации с COVID-19, с помощью которых осуществляется мониторинг коечного фонда и обеспеченности персоналом и оборудованием, прогнозируется развитие событий, контролируются число заболевших и места их размещения.

По мнению Елены Новиковой, нынешний год для отечественного рынка BI из-за пандемии был достаточно сложным: весной выполнение проектов замедлилось, некоторые из них сдвинулись на квартал. Впоследствии было зафиксировано возобновление роста интереса к подобным проектам. Согласно прогнозу консалтингового агентства PAC российский рынок решений для анализа данных (лицензии плюс услуги) будет расти с темпом 13-15% в год и к 2022 г. выйдет на уровень 75 млрд. руб. Одним из драйверов рынка BI станет реализация нацпроекта «Цифровая экономика». Полагают, что годовой объем российского рынка аналитического ПО через 3-5 лет выйдет на уровень 6-7 млрд. руб.

Иван Вахмянин отметил три основных тренда, определяющих развитие систем бизнес-анализа. Во-первых, набирают популярность инструменты Augmented Analytics, которые, по его мнению, правильно было бы называть цифровыми помощниками аналитика. Они не заменяют человека, а увеличивают его возможности при выполнении рутинных задач. К примеру, они могут выявлять подозрительные выбросы в массивах данных. Растет интерес к цифровым помощникам, осуществляющим обработку запросов, сделанных на естественном языке (Natural Language Query, NLQ). Такие помощники появились и у лидеров мирового рынка BI (Qlik) и в продуктах Visiology (голосовой помощник ViTalk).

Во-вторых, становится заметной ориентация на комплексные аналитические решения как антитезу либо монолитным решениям от таких гигантов, как Oracle, SAP, IBM, либо трудоемкой интеграции нескольких продуктов разных вендоров. Сегодня, напротив, набирают популярность экосистемы, формируемые вендорами путем либо приобретения перспективных игроков рынка BI в отдельных функциональных областях, либо заключением партнерских соглашений с ними. Упомянутые комплексные аналитические решения иногда полностью создаются и контролируются одним вендором (MicroStrategy), иногда формируются на базе партнерских соглашений (ThoughtSpot, Visiology), а иногда являются результатам покупок перспективных компаний (Tibco). В отдельных случаях используется комбинация перечисленных стратегий (Qlik). Заказчикам важно, чтобы BI-вендор был способен предложить им комплексное решение для всех стоящих перед ним задач обработки данных, каким бы способом такое решение не формировалось.

И наконец в-третьих, как убежден докладчик, по сложности и качеству уровень BI-проектов, реализуемых в России как в корпоративном, так и в государственном секторе, сравнялся с мировым.