За последние несколько лет предприятия добились большого прогресса в том, чтобы стать управляемыми данными (data-driven), но многие из них по-прежнему совершают одну и ту же ошибку — обращаются с данными и аналитикой в отрыве от бизнеса, считает Рэнди Бин, основатель и CEO консалтинговой компании NewVantage Partners. Его мнение приводит портал InformationWeek.

Организации стремятся ускорить свои цифровые проекты и технологический прогресс, но им не всегда понятно, как стратегически этого достичь. Что касается данных, аналитики, искусственного интеллекта и машинного обучения, то ответственность за их ускоренное внедрение многие предприятия возложили на директора по данным (chief data officer, CDO). Может ли один человек принять правильные решения о приобретении технологий и привести программу к успешному результату? Скорее всего, нет.

По данным очередного опроса технических и бизнес-руководителей, который провела NewVantage Partners в 85 организациях, за последние пять лет одним из основных препятствий на пути к тому, чтобы стать управляемым данными является вовсе не сама технология. Если в прошлогоднем опросе человеческий фактор, бизнес-процессы и культуру в качестве главной проблемы обозначили 90,9% респондентов, то в этом году — 92,2%. Понять, как от нее избавиться, является действительно сложной задачей. «Включение в штат компании CDO не делает ее управляемой данными, — отметил Бин. — Над этим надо неустанно работать. Волшебной формулы успеха или универсальных учебников не существует. Каждая организация уникальна. То, что работает для одной, не сработает для другой».

Одним из серьезных препятствий для реализации программы правильного обращения с данными и аналитики, чтобы они приносили выгоды предприятию, является несоответствие между организацией бизнеса и организацией данных. Специалисты по данным тратят время и деньги на создание инфраструктуры, такой как хранилище и озеро данных, или для ее переноса в облако. Но такой акцент на инфраструктуре данных и аналитике не удовлетворяет сценариям их использования в бизнесе и, следовательно, не устраивает бизнес-пользователей. «По ряду причин наиболее успешной является та модель работы с данными, которая сочетается с бизнес-кейсами и позволяет бизнесу управлять инвестициями в данные, — говорит Бин. — Следующие ей специалисты по данным завоевывают доверие бизнеса. Это может послужить толчком к дальнейшему прогрессу».

Как уже говорилось, назначение CDO — не панацея для достижения успеха в управлении данными, тем не менее, к этому решению приходит все больше организаций. Как показывает исследование NewVantage за 2021 г., CDO являются кадровой единицей у 65% организаций, тогда как в 2012 г. они числились в штате лишь 12% предприятий. Более половины ведущих компаний назначили CDO в последние пять лет.

Кто они — современные CDO? 44,4% из них пришли со стороны или являются внешними агентами изменений (например, консультанты). Еще 23,5% — ветераны, долгое время проработавшие в компании. Руководители бизнес-подразделений, которые отвечают за результаты бизнеса, составили 16,1% из общего числа CDO. 8,6% — выходцы из подразделений по обработке данных или аналитики, и только 7,4% — ИТ-руководители. В отчете отмечается, что результаты отражают рост числа ветеранов: в прошлом году в эту группу входило 15,8% CDO. Но откуда бы ни пришел CDO, ключ к его успеху заключается в установлении партнерских отношений с бизнес-подразделениями организации.

Бин советует CDO быть осмотрительнее с профессиональной терминологией, которая принята в среде специалистов по данным: последние хорошо знают, что означают такие термины, как курирование данных, структура данных и управление основными данными, но она может поставить в тупик бизнес-менеджера. «Не пытайтесь учить их языку — говорите с ними так, чтобы они вас поняли», — советует Бин. По его словам, в профессиональной среде принято шутить, что CDO на самом деле являются «главными дипломатами» («chief diplomatic officer»), потому что им необходимо тесно сотрудничать с бизнес-подразделениями организации.

Хотя за последние несколько лет многие организации добились больших успехов в управлении данными, им еще предстоит многое сделать. Бин проводит сравнение с началом эпохи Интернета: вначале появились веб-страницы, но потребовались годы, чтобы они стали выглядеть так, как они выглядят сегодня. Эволюция Интернета прошла несколько фаз. То же самое будет справедливо для данных и аналитики на предприятии. По словам Бина, многие организации сейчас переходят ко второй фазе трансформации на основе данных. «Преобразования не происходят в одночасье, — заключил он. — Реальность такова, что они требуют времени и эта работа идет полным ходом».