Ник Фелтон, старший вице-президент компании MHR Analytics, рассказывает на портале Information Age о том, почему понятие больших данных неактуально, и дело не в размере ваших данных, а в ценности, которую они приносят.

В прошлом году было подсчитано, что количество байтов существующих данных превышает количество звезд в наблюдаемой Вселенной, и эта цифра будет расти в геометрической прогрессии: к 2025 г. прогнозируется 175 Зб данных. Применительно к такому непостижимому количеству данных родился термин «большие данные» — для описания больших объемов информации, которые ежедневно создаются и собираются организациями. Это привело к распространенному мифу о том, что чем больше данных у компании, тем лучше, в результате чего многие организации концентрируют свое внимание на количестве данных, а не на том, что с ними делать! В действительности дело не в объеме данных, а в том, что эти данные могут рассказать вам и какую ценность они приносят бизнесу. Даже небольшие объемы данных могут раскрыть ценную информацию о бизнесе.

Объем или ценность

Gartner определяет большие данные как высоко разнообразные и быстро меняющиеся информационные активы большого объема, которые требуют экономически эффективных, инновационных форм обработки для улучшения получения инсайтов, принятия решений и автоматизации процессов.

Хотя в некоторых случаях организации могут извлечь выгоду из наличия больших массивов данных, размер не имеет значения, когда речь идет о данных. Важно то, что вы делаете с этими данными. При эффективном использовании данных они способны увеличить доход, повысить производительность труда сотрудников, лучше понять клиентов, разработать новые продукты, снизить бизнес-риски и помочь компании эффективно планировать будущее. Тем не менее, на удивление, лишь небольшой процент организаций активно и успешно использует свои данные. Исследование PwC для ВЭФ показало, что руководители компаний по-прежнему принимают решения, основываясь на интуиции и опыте, а не на том, что говорят им данные.

Более того, подавляющие 97% данных хранятся в цифровых хранилищах, собирая пыль, утверждает Gartner. Если данные остаются неструктурированными, велика вероятность того, что кладезь ценных сведений будет упущена, а значит бизнес не сможет полностью раскрыть свой потенциал, что позволит более гибким и информированным конкурентам получить преимущество.

Без соответствующих решений управлять и контролировать данные становится крайне сложно, поскольку их количество продолжает расти. Это не только сказывается на уровне производительности, поскольку сотрудники могут тратить огромное количество времени на поиск информации, что часто напоминает поиск иголки в стоге сена, но и может повлиять на общее качество данных. Полагаясь на ручные процессы, например, можно увеличить вероятность ошибок ввода данных и наличия устаревшей информации в системе, что означает, что истина, лежащая в основе данных, не раскрывается. В свою очередь, такие неточные данные могут привести к принятию неверных решений, длительным периодам проверки и корректировки, а также замедлению реакции на изменения рынка, что ведет к потере доходов.

Использование данных

В последнее десятилетие было множество случаев, когда известные бренды, которые обычно располагают огромным количеством исторических данных, терпели крах из-за неэффективного обращения с ними. Такие компании, как розничная сеть Toys «R» Us, книжная сеть Borders и совсем недавно универмаг Debenhams, не смогли достаточно быстро оптимизировать свою деятельность, чтобы оставаться актуальными в условиях жесткой конкуренции в цифровой среде. Если бы они отреагировали на то, что говорил им анализ данных, исход для этих компаний мог бы быть иным.

Внедрение технологии, способной обрабатывать и управлять данными, а также предоставлять визуализацию происходящего в организации в режиме реального времени, позволяет получить более глубокое представление обо всем, начиная от сырья и темпов производства продукции и заканчивая покупательскими привычками и тенденциями рынка. Зная, что работает, а что нет, компании могут принимать решения на основе данных, а не полагаться на интуицию.

Пандемия является прекрасным примером того, как ценные данные могут быть использованы для принятия решений, поскольку многие предприятия были вынуждены ускорить свои цифровые стратегии, чтобы остаться жизнеспособными. По данным Mckinsey, кризис привел к долгосрочным изменениям в том, как все компании и отрасли ведут бизнес, и многие признали стратегическую важность технологий для сохранения конкурентоспособности и повышения экономичности в новом ландшафте. Подобно финансовому краху 2008 г., который, казалось, произошел в одночасье, последствия Covid-19 оказались непредсказуемыми и привели к различным сценариям для предприятий; это означало необходимость использовать свои данные для получения различных конечных выгод. С одной стороны, компаниям, находящимся в режиме выживания, требовался быстрый доступ к важным для бизнеса данным для принятия быстрых решений и обеспечения непрерывности работы. С другой стороны, компании, переживающие значительный рост (например, производители санитайзеров или поставщики продуктов питания), нуждались в быстром доступе к важным данным, таким как информация о продукции, производстве и сырье, чтобы не упустить непосредственные возможности, связанные с ростом спроса. Именно здесь такие решения, как ПО для бизнес-анализа (BI) и аналитика данных, способны помочь предприятиям использовать свои данные и полностью раскрыть их потенциал.

Принятие обоснованных решений

Применение лучших в своем классе программных средств BI и аналитических инструментов может помочь организациям принимать решения на основе данных, которые приносят пользу бизнесу. Они способны собирать, управлять и организовывать данные, преобразовывать информацию в графики и визуальные образы, позволяя обычным бизнес-пользователям видеть связи между различными системами и выявлять закономерности поведения. BI-специалисты могут помочь организациям определить наборы важных данных, ускорив использование аналитических возможностей, что означает более быструю окупаемость инвестиций.

Тем не менее, внедрение этой технологии, помогающей раскрывать инсайты, является лишь одним из ключевых элементов, необходимых для достижения успеха. Чтобы данные были ценными, они должны быть точными и полными, поскольку некачественные системы и процессы приводят к тому, что данные в их нынешнем виде становятся непригодными для получения каких-либо значимых результатов. Предприятиям необходимо инвестировать время и ресурсы в методы очистки данных, чтобы выявлять и исправлять неточную информацию. В частности, необходима регулярная самопроверка, позволяющая убедиться, что некачественные данные не попадают обратно в систему. Крайне важно, чтобы между технологией и людьми в организации была синергия, поскольку в конечном итоге извлечение пользы из данных ориентировано на бизнес; сотрудники, хорошо понимающие принципы работы компании, должны знать, как использовать полученные инсайты для принятия стратегических решений.

Технологии развиваются настолько быстро, что возникает нехватка навыков, а это значит, что цифровые инструменты должны либо замедляться, либо организации должны наверстывать упущенное, внедряя правильные процессы для сбора ценных данных. Вместо того чтобы игнорировать данные и принимать импульсивные решения, руководителям компаний пора идти в ногу со временем, используя такие решения, как аналитика, и понимая ценность того, что могут узнать из своих данных. Речь идет не о «больших данных», а об эффективном анализе данных для повышения ценности бизнеса.