Через десять лет восемь из десяти крупнейших компаний, входящих в список Fortune, будут работать на основе данных. Мир, управляемый данными, может нивелировать некоторые из событий XX века или даже обратить их вспять, пишет на портале eWeek Стив Костышен, председатель совета директоров фирмы K2View, специализирующейся на управлении данными.

В 2022 г. Amazon станет крупнейшей компанией в мире по объему выручки. Можно легко предположить, что это событие станет точкой демаркации, символизирующей день, когда мир перешел от экономики, основанной на энергии и нефти, к экономике, основанной на данных. Этот переход от нефти к данным представляет собой наиболее важное экономическое и геополитическое событие последних 100 лет.

Нефть стала центральной движущей силой быстрого экономического роста XX века. На основе нефтяной экономики были централизованы политические структуры, резко расширены социальные цели и создано целое общество потребления среднего класса. Нефть также оказала глубокое влияние на геополитическую карту мира, поскольку страны и отрасли конкурировали за доступ к этим ресурсам.

Экономическое доминирование нефти наглядно демонстрирует тот факт, что в 2020 г. восемь из десяти крупнейших компаний, входящих в список Fortune 500, были связаны с нефтью или энергетикой. Производители нефти и потребители углерода — Sinopec, State Grid (электроэнергия на угле), China National Petroleum, Royal Dutch Shell, Saudi Aramco, BP — представляют шесть участников. Две автомобильные компании, Volkswagen и Toyota, также входят в десятку.

К 2030 г. экономический мир будет выглядеть совсем иначе. Через десять лет восемь из десяти крупнейших компаний, входящих в список Fortune, скорее всего, будут технологическими компаниями, работающими на основе данных. Они также будут гораздо крупнее промышленных гигантов прошлого. Amazon почти наверняка возглавит список с годовым доходом более 1 трлн. долл. Доходы Apple, Tesla, Google, Microsoft и Facebook будут находиться в диапазоне от 500 млрд. до более чем 1 трлн.

Масштабы этих новых технологических гигантов будут беспрецедентными. Вместе эти компании, управляемые данными, к 2030 г. будут иметь годовой доход, легко превышающий 5 трлн. долл. Это означает, что их совокупный доход может превысить ВНП каждой отдельной страны мира, за исключением США и Китая.

Как уже было сказано, данные — это нефть информационного века. Подобно тому, как Ближний Восток и Суэцкий канал стали стержнем нефтяного века, новые технологические гиганты будут контролировать большую часть мировых данных за пределами Китая. Google будет знать образ мыслей каждого человека. Amazon будет понимать все желания потребителей. Facebook и WhatsApp будут следить за коммуникативными привычками населения. Netflix будет понимать культурную динамику. Tesla будет в курсе ежедневных миграционных процессов и потребления энергии. И все эти знания будут мгновенно получаемыми и мгновенно применяемыми.

Индивидуум XXI века

Энергетическая индустриализация XX века привела к самой большой добровольной миграции в истории человечества. В конце 1800-х 80% населения работало на земле в сельской местности. К концу XX века на земле работало всего 5%, а большинство населения проживало в крупных и средних городах. В прошлом люди никогда не покидали родной деревни и вряд ли когда-либо удалялись от места своего рождения более чем на 30 км, за исключением военного времени. В новом мире личная мобильность стала скорее нормой, чем исключением.

Эта миграция оказала значительное влияние на самоидентификацию. Тесные узы семьи и взаимоотношения, присущие сельской среде, были вытеснены относительной анонимностью городской жизни. В обмен на гораздо более высокий уровень жизни и значительную защиту от потенциальной суровости природы, средний человек согласился на гораздо большее вмешательство государства в свою жизнь и навязывание гораздо большего количества правил и законов. Люди стали рассматривать себя в первую очередь как граждан государства.

Динамично развивающаяся экономика породила новый вид человека — потребителя. Учитывая значительное богатство, созданное в капиталистической экономике, возник беспрецедентный спрос на новые товары и услуги. Улучшение питания и здравоохранения привело к значительному увеличению продолжительности жизни и быстрому росту населения. В совокупности эти два фактора создали огромную нагрузку на окружающую среду в результате потребления ресурсов и необходимости утилизации огромного количества отходов.

Нынешний акцент на экологии и замедление или отказ от массового потребления, вероятно, являются очень долгосрочными тенденциями. Однако более глубокий вопрос касается индивидуального восприятия самоидентификации. Вполне возможно, что люди в еще большей степени станут определять себя и делать жизненный выбор на основе образа жизни, а не только денежной экономики. Это, в свою очередь, может изменить восприятие людьми себя по отношению к окружающей среде и своей роли в обществе и государстве. Не исключено, что средний человек начнет идентифицировать себя в меньшей степени как гражданина своего государства и в большей степени как члена группы, с которой он связан виртуальными узами.

Не менее важно и то, что люди могут начать сомневаться в роли идентичности, участия в жизни общества и анонимности. Вполне вероятно, что возникнет постоянный конфликт между стремлением к большей конфиденциальности и улучшением жизни за счет более широкого сбора и использования данных. Это, вероятно, окажет наибольшее влияние в двух областях: здравоохранение и криптовалюты.

Экономика XXI века

Мир, управляемый данными, приведет к перестройке промышленной и национальной экономической конкурентоспособности. С национальной точки зрения, страны, которые поддерживают среду легкого формирования капитала, сильные права на интеллектуальную собственность и гибкую рабочую силу, будут демонстрировать еще более высокие результаты. В отличие от стран с негибкой рабочей силой, слабым правопорядком и протекционистской экономической политикой.

С точки зрения корпораций, в ближайшие два десятилетия конкурентная борьба будет сильнее, чем за последние 100 лет. Чтобы выжить, традиционные корпорации должны будут перестроить свою деятельность таким образом, чтобы данные стали их самым важным активом. Данные станут центром, от которого будут отходить все остальные элементы организации. Вкусы потребителей могут меняться, политическое и нормативное давление может меняться, отдельные продукты могут подниматься и падать — но данные останутся центральным элементом в этих ускоряющихся изменениях.

Нефть позволила производственным компаниям «фордизировать» (повсеместно применять конвейеры) свои производственные методики и более эффективно распределять свою продукцию. Современная централизованная корпорация возникла для того, чтобы использовать ресурсы в наиболее эффективной организационной структуре для получения эффекта масштаба.

Мир, управляемый данными, может нивелировать некоторые из этих событий XX века или даже обратить их вспять. Учитывая виртуальную природу цифровых активов и беспрепятственное и легкое движение данных, более высокая децентрализация может стать предпочтительной корпоративной моделью. Это позволит организациям быстрее реагировать на требования местного рынка, а также обеспечит им большую гибкость в ответ на местные нормативные ограничения или налоговые условия. Модель XX века была основана на экономии от масштаба и коммодитизации продукции посредством централизованного производства. Мир, управляемый данными, будет определяться массовой персонализацией, локальной автономией и гиперсегментацией клиентов.

Компании также значительно упростят свои структуры отчетности, чтобы свести к минимуму уровень среднего менеджмента, единственной функцией которого является сбор, контроль и распространение информации. Это уплощение станет еще более заметным по мере развития новых технологий искусственного интеллекта. ИИ устранит информационных работников подобно тому, как механизация сократила ручной труд на производстве.