Неожиданно разразившаяся пандемия коронавируса перечеркнула ценность исторических данных, что делает их бесполезными для прогнозирования событий в этом году при помощи дашбордов. По оценкам Gartner, им на замену приходят инструменты расширенной аналитики, которые для подготовки данных, генерации и объяснения инсайтов используют МО и ИИ, сообщает портал InformationWeek.

Информационная панель данных, или дашборд на протяжении многих лет была одним из основных элементов технологии бизнес-аналитики. С ее помощью организации могли создавать регулярно обновляемые визуальные отчеты, предоставляя бизнес-пользователям актуальную информацию о различных показателях, в первую очередь ключевых показателей эффективности (KPI). Это был простой способ донести важные инсайты до бизнес-пользователей, у которых, возможно, не было времени или желания самостоятельно изучать данные. Предоставление этих инсайтов в удобной форме помогало им нацеливать свои организации на повышение продаж, улучшать операции, эффективность или решать другие задачи, имеющие важное значение для бизнеса.

Gartner назвала постепенный отказ предприятий от дашбордов одной из 10 главных тенденций в области данных и аналитики на 2021 г. Это не значит, что получение мгновенной картины состояния бизнеса внезапно перестало быть важным. По словам вице-президента Gartner Риты Саллам, пользователи хотят еще глубже погрузиться в данные, чтобы получать более действенные инсайты.

Бывший вице-президент и аналитик Gartner, ныне директор по стратегии данных ThoughtSpot Синди Хаусон считает, что цифровая трансформация, удаленная работа, а также пандемия только ускорили процессы, ведущие к снижению востребованности дашбордов. Влияние COVID на рынки, поведение потребителей и бизнеса исключили возможность выявления текущих тенденций по прошлым данным. Мир изменился слишком быстро. Соответственно, дашборды выходят из моды. «Дело в темпах изменения бизнеса и количестве новых вопросов, которые возникли у каждой организации», — объясняет Хаусон. Например, у компаний из сферы здравоохранения возникли вопросы по поводу средств для индивидуальной защиты, которых раньше не возникало. Ритейлеры столкнулись с нехваткой туалетной бумаги, и им необходимо было прояснить ситуацию с цепочкой поставок и покупательским спросом.

«Это были вопросы, которыми раньше не задавались, поэтому их не было ни в одном дашборде, — говорит Хаусон. — Процесс его создания занимает неделю или несколько месяцев, и вам приходится бросать на это все новые и новые силы. Но многие клиенты говорят мне, что дашборд не выполняет возложенные на него задачи».

Для поставщиков платформ обязательной функцией теперь являются возможности визуализации данных, включая возможность создания интерактивных информационных панелей, говорится в отчете Gartner «Magic Quadrant for Analytics and Business Intelligence», датированном февралем 2021 г. «Дифференциация сместилась в сторону того, насколько хорошо платформы поддерживают расширенную аналитику, — утверждают аналитики. — Последняя для подготовки данных, генерации и объяснения инсайтов использует МО и ИИ, что позволяет представителям бизнес-подразделений и аналитикам данных более эффективно исследовать и анализировать, причем основная масса действий выполняется автоматизированно. Расширенная аналитика — это больше не отдельная опция, теперь она пронизывает все платформы, поскольку МО применяется во всем рабочем процессе от сбора данных до принятия решений».

Хаусон отмечает, что помимо поставщиков BI инструменты расширенной аналитики внедрили такие облачные игроки, как Databricks, Snowflake и Microsoft Azure. По ее словам, эти новые возможности позволяют продвинуться в обсуждении бизнеса гораздо дальше, чем это мог бы сделать дашборд: «Теперь, вместо того чтобы спрашивать „Можете ли вы создать этот отчет?“, бизнес-сотрудники говорят: „Посмотрите на эти данные и помогите мне понять, о чем они говорят“. Это гораздо больше похоже на деловой разбор причин и того, что нужно сделать, а не просто свалку данных».