Трансформация на базе данных будет разной для каждой компании в каждой отрасли, в зависимости от многих факторов. Но краеугольные камни одни и те же, утверждает на портале InformationWeek СЕО консалтинговой фирмы NewVantage Partners Рэнди Бин, автор книги «Fail Fast, Learn Faster: Lessons in Data-Driven Leadership in an Age of Disruption, Big Data, and AI» и многочисленных статей в таких изданиях, как Harvard Business Review, MIT Sloan Management Review и The Wall Street Journal.

В условиях растущей конкуренции в цифровом мире организациям срочно необходимо определить приоритетность своих проектов. Они понимают, что использование данных для принятия более эффективных бизнес-решений может обеспечить конкурентное преимущество, особенно в условиях новой цифровой экономики. Продвинутая аналитика и искусственный интеллект могут способствовать созданию рекомендательных систем, улучшению обслуживания клиентов, пониманию лучших путей развития продуктов и услуг, защите от мошенничества и кибератак и многому другому.

«Похоже, все единодушно считают, что для того чтобы конкурировать в условиях цифровой экономики, компании должны ориентироваться на данные», — отмечает Бин. Но если почти все согласны с тем, что что-то должно произойти, это еще не значит, что все они знают, как этого добиться. Путь к управлению данными усеян препятствиями, даже если руководители высшего звена нажимают на педаль газа в инвестициях в технологии.

Возможно, это происходит потому, что самым большим препятствием на пути перехода к предприятию, управляемому данными, является не отсутствие инвестиций в технологии. По словам Бина, самым большим препятствием для многих организаций является культурный фактор. Действительно, в очередном ежегодном опросе руководителей компаний, проводимом NewVantage Partners, 92,2% респондентов заявили, что главным препятствием является культура. Только 7,8% ответили, что это технология.

«У компаний есть огромные хранилища данных, но они очень фрагментированы и децентрализованы, — говорит Бин. — В организациях часто нет стимулов для сотрудничества и совместной работы по обмену данными для получения общей выгоды».

Чтобы ускорить процесс, многие организации создали новую должность — директор по данным (CDO) или директор по аналитике (CAO). Прошло чуть больше десяти лет с тех пор, как эти новые руководители высшего звена появились на сцене. Бин говорит, что впервые это произошло в крупных банках в ответ на финансовый кризис 2008-2009 гг. В центре внимания этих CDO было внедрение стандартов и мер безопасности при управлении данными для снижения рисков и предотвращения будущих системных финансовых сбоев.

Если задача этих первых CDO была сосредоточена на соблюдении нормативных требований и снижении рисков, то сегодня к списку их обязанностей добавился еще один набор. По словам Бина, теперь от них также ожидается, что они будут возглавлять проактивные инициативы, основанные на данных, чтобы лучше понимать поведение клиентов, разрабатывать новые продукты, улучшать распределение затрат клиентов и увеличивать доходы. В ходе опроса, проведенного NewVantage Partners в 2021 г. среди крупных компаний, интенсивно использующих данные, 65% ответили, что у них есть CDO.

Бин говорит, что в последнее время среди CDO наблюдается большая текучесть кадров. Например, за последние два года CDO покинули такие компании, как JPMorgan Chase, Wells Fargo, Goldman Sachs, American Express, AIG, Travelers, Nationwide, Charles Schwab, USAA, TD Bank, Bank of Montreal, Freddie Mack и Prudential. «Не проходит и недели или двух, чтобы я не слышал от CDO, что они переходят из одной компании в другую. Во многих компаниях работает пятое или шестое поколение CDO», — рассказал он. Иногда компании ищут внешних агентов по изменениям. В других случаях они нанимают ветеранов организации, которые уже знают ее бизнес и культуру.

Бин считает, что в ближайшие месяцы роль CDO будет приобретать все большее значение. Организации будут стремиться использовать свои источники неструктурированных данных и возможности ИИ, например. Они обратятся к лидерам в области данных, чтобы те возглавили эти усилия.

Основа трансформации на базе данных будет разной для каждой компании в каждой отрасли, в зависимости от многих факторов. Но краеугольные камни, по словам Бина, одни и те же. Они включают в себя разработку и внедрение планов, политик и процедур в каждой из следующих четырех областей: стратегия данных; управление информационными активами; управление данными; управление изменениями и бизнес-адаптация. Все это будет иметь ключевое значение для лидеров, стремящихся конкурировать на рынке будущего, основанном на данных.

«Сейчас, как никогда ранее, лидеры отрасли должны адаптироваться, чтобы конкурировать в эпоху прорывных изменений», — говорит Бин.