По мере того как организации превращаются в предприятия, управляемые данными, роль администратора баз данных (DBA) переходит от тушения пожаров к навигации в новом мире облаков и автоматизации, отмечают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

С появлением новых типов данных, приложений и методов разработки приложений, однородность данных и систем продолжает уменьшаться, что повышает требования к администратору баз данных.

Чтобы соответствовать динамичным требованиям управления данными, DBA должен тесно сотрудничать с разработчиками, чтобы сократить время простоя баз данных, обеспечить безопасность и автоматизировать доставку.

Исторически сложилось так, что DBA были сосредоточены на управлении данными — как получить доступ к данным и организовать их, а затем как убедиться, что эти данные остаются чистыми.

В связи с ростом развертывания облачных сред, DBA должны быть знакомы с концепциями гибридных облачных моделей, чтобы уметь применять их для управления данными.

Также наблюдается движение DBA в мир исследователей данных, которые анализируют данные и действуют на их основе.

Все это позволяет DBA помочь бизнесу определить пути принятия лучших решений и создать целенаправленный путь к данным клиентов, чтобы обеспечить удовлетворение их потребностей.

DBA предлагают инсайты, выходящие за рамки управления данными

«Они выходят за рамки простого упорядочивания и просеивания данных и предлагают более ценные инсайты, чтобы в конечном итоге изменить влияние бизнеса на клиентов», — объясняет Дэн Нейвим, соучредитель и директор компании Avionos.

Он отмечает, что к настоящему времени большинство компаний уже имеют устоявшиеся базы данных, поэтому именно DBA должны давать рекомендации о том, какие лучшие в своем роде решения может использовать компания, чтобы получить максимальную отдачу от текущего ИТ-портфеля.

«Например, большинству отделов продаж не нужно спрашивать DBA, какую CRM-платформу использовать для управления воронкой продаж, но DBA могут сыграть более важную роль в том, как отдел продаж может настроить CRM-платформу для сбора более чистых данных и извлечения из них более действенных инсайтов», — говорит Нейвим.

Кроме того, DBA должны начать развивать свои собственные навыки управления и лидерства, чтобы они могли более активно развивать и наставлять свои команды в использовании данных для оказания влияния на бизнес в целом.

«В настоящее время между DBA и бизнес-проблемами, которые они решают для клиентов, существует очень большой разрыв», — говорит Нейвим.

Он отмечает, что DBA часто являются последней точкой контакта с клиентами, но ситуация меняется по мере того, как лидеры бизнеса и маркетинга получают более глубокие инсайты из клиентских данных и стремятся достичь персонализации в больших масштабах.

«Больше не является эффективным проходить через этот отсоединенный канал, чтобы получить ответы на вопросы о клиентских данных, — говорит Нейвим. — Теперь DBA переходят на роль консультантов, которые могут брать данные, анализировать их и принимать меры, позволяя маркетинговым и другим внутренним командам строить более прочные отношения с клиентами на основе этих данных».

Арун Чандрасекаран, менеджер по продуктам компании ManageEngine, добавляет, что DBA часто являются первым звеном в цепи приобретения ИТ-инструментов.

«В то время как лица, принимающие решения, определяются, что покупать, DBA могут повлиять на их решение, — говорит он. — Поскольку ответственность за управление хранилищем данных лежит на DBA, они работают с заинтересованными сторонами, чтобы понять требования бизнеса. Они также должны сами оценить технологию, чтобы определить ее совместимость с их установкой и понять, соответствует ли она их требованиям».

DBA и искусственный интеллект

По словам Нейвима, по мере развития цифровой трансформации DBA должны стать экспертами в области анализа данных и инструментов ИИ, которые помогут им лучше анализировать данные и находить общие черты и тенденции в наборах данных.

«Еще одна ключевая новая технология, которую DBA не должны упускать из виду, — это инструменты генеративного ИИ, такие как ChatGPT, — отмечает он. — Эта технология позволит DBA продвигаться в сторону анализа данных и предоставления извлекаемых инсайтов своей команде для создания более прочных отношений с клиентами».

Чандрасекаран добавляет, что развитие средств автоматизации уже в определенной степени сократило количество повторяющихся задач, таких как создание резервных копий, выполнение восстановления и мониторинг.

«Сейчас у нас есть боты с ИИ, такие как ChatGPT, пишущие SQL-код — на данный момент это не идеально, но в ближайшие несколько лет может стать рабочим инструментом, — говорит он.

Это означает, что администраторы должны ознакомиться с этими инструментами, чтобы сделать свою работу более эффективной.

«Короче говоря, DBA должны повышать квалификацию и изобретать себя заново — например, стать DevOps-DBA, а не инфраструктурным DBA», — говорит Чандрасекаран.

DBA и процесс разработки

Чандрасекаран отмечает, что компаниями движут данные и инсайты, основанные на анализе данных, и DBA участвуют во всем процессе разработки, особенно в планировании, определении масштаба и создании прототипов.

«Переходя на руководящие должности, они будут иметь больше права голоса, когда дело дойдет до представления своего мнения с точки зрения DBA, — говорит он. — Поскольку они лучше разбираются в данных, они должны выйти на передовую линию принятия решений для достижения лучших результатов».

Он объясняет, что на данный момент необходимо, чтобы DBA учились идти в ногу с тенденциями в области облачных вычислений, управления большими данными, кибербезопасности, блокчейна и автоматизации.

Им также следует расширить свои знания в области технологий ИИ и машинного обучения, чтобы не отстать от цифровой трансформации.

«DBA должны научиться работать с интеграцией данных, неструктурированными данными, обработкой естественного языка, хранилищами документов и статистикой, — говорит Чандрасекаран. — Во многих компаниях от DBA могут ожидать, что они станут в большей степени универсалами и специалистами по решению проблем с более широким спектром навыков».