Ян Боббетт, директор по данным компании Crimson, и Джордж Линч, руководитель отдела технологических консультаций компании NashTech, входящей в состав Nash Squared, рассказывают на портале ComputerWeekly о пяти ключевых принципах использования данных для развития вашей организации.

В современной бизнес-среде есть одна вещь, которая не является дефицитом, — это данные. Но управлять этими данными и превращать их в точные и полезные для принятия решений инсайты гораздо сложнее. Этот вопрос как никогда актуален сейчас, когда компании стремятся внедрить в свой бизнес решения на основе искусственного интеллекта и генеративного ИИ в частности — данные имеют решающее значение для успеха.

Проблема данных — это тема, которая постоянно звучит в ежегодном исследовании Nash Squared «Digital Leadership Report». Отчет за 2023 г. показал, что только каждый четвертый руководитель в области цифровых технологий оценивает свою организацию как очень или чрезвычайно эффективную в использовании основанных на данных инсайтов для получения большего дохода. И это несмотря на то, что половина этих руководителей считают данные и аналитику одним из двух главных факторов, обеспечивающих возврат инвестиций. Компании по всему миру регулярно испытывают трудности с получением той пользы, которую они должны извлекать из данных. На малых, средних и крупных предприятиях наблюдается аналогичная картина, хотя наибольшие трудности испытывает средний бизнес, который имеет значительные объемы данных, но не имеет сложных систем для работы с ними, в которые смогли вложиться некоторые из их более крупных коллег.

Так как же, учитывая эти проблемы, компании могут начать работать с массивами данных и использовать их для повышения своей эффективности, производительности и осведомленности?

Вот пять ключевых принципов, которые мы считаем основополагающими для успеха.

1. Начните с невозможного. И продолжайте действовать

В основе отличной стратегии данных должен лежать бизнес, а не ИТ, поскольку в конечном итоге именно бизнес будет использовать данные. ИТ-отдел играет важную роль, но чтобы стратегия действительно имела эффект, она должна исходить от людей, не имеющих предвзятого мнения о том, как она будет работать, насколько легко или трудно ее реализовать и — по крайней мере, на начальном этапе — сколько это будет стоить. Роль ИТ-специалистов заключается в реинжиниринге желаемого результата, а затем в работе с бизнесом для достижения баланса между мечтами и реальностью.

2. Чтобы стратегия работы с данными работала, должен существовать «обмен ценностями»

Еще один основополагающий момент заключается в том, что люди во всем бизнесе должны быть «заинтересованы в игре» и иметь четкий стимул для того, чтобы данные работали. Если сбор, хранение и обновление данных не помогает владельцам бизнес-направлений достигать поставленных целей и задач, то это просто вряд ли произойдет. Именно тогда, когда происходит обмен ценностями — когда несколько частей бизнеса по-своему извлекают выгоду из определенных наборов данных, — стратегия действительно воплощается в повседневную реальность. Это означает, что при разработке стратегии в области данных необходимо учитывать приоритеты и потребности различных подразделений компании, а также то, где и как они пересекаются, взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга. Это точки обмена ценностями, которые должны поддерживаться и обеспечиваться архитектурой данных.

3. Данные — это больше, чем просто техническое упражнение — с множеством вспомогательных функций, которые должны быть правильными

Ценность данных зависит от того, как они используются, поэтому успешная стратегия работы с данными требует сосредоточения внимания на эффективности и возможностях, которые они открывают. Этому должно способствовать руководство — наличие четких стандартов в отношении управления, хранения и обработки данных. Необходимо четко определить права собственности на данные, чтобы соответствующие команды несли ответственность за данные, входящие в их компетенцию. Необходимо также обеспечить достаточные поддержку и обучение, чтобы сотрудники обладали необходимыми навыками работы с данными. Ключевым моментом во всем этом, пожалуй, является формирование культуры, ориентированной на работу с данными, — признание того, что данные имеют значение и что каждый несет ответственность за бережное и правильное обращение с ними. Когда к данным относятся именно так, каждый день в рамках всего бизнеса, удивительно, какой преобразующий эффект они могут оказать.

4. Директор по цифровым технологиям как проводник изменений, а не просто технический гуру

Нет необходимости говорить о том, что роль и лидерство директора по цифровым технологиям (CDO) или другого ответственного технологического руководителя имеют решающее значение. Слишком часто мы видим, что CDO назначается или рассматривается как технический эксперт. Безусловно, хорошие технические знания и опыт важны, но в то же время существует ИТ-команда, на которую CDO может опираться. Более важно, на наш взгляд, чтобы CDO обладал способностью работать в качестве агента перемен, который может помочь установить связь между коммерческими/эффективными аспектами бизнеса и данными и технологиями. Это тот скачок, который организации действительно хотят совершить. Это также означает, что CDO должен иметь прямую связь с высшим руководством. В идеальном мире он должен регулярно общаться напрямую с генеральным директором и/или советом директоров, а не через посредничество ИТ-директора или технического директора. В конце концов, такое прямое общение необходимо ему самому — чтобы быть эффективным, он должен быть в курсе многих ключевых бизнес-решений и задач и участвовать в их решении.

5. ИИ делает хорошие данные еще более важными

И еще — ИИ. Огромный интерес к внедрению решений на основе ИИ (в том числе генеративного ИИ) еще больше повышает важность хороших данных — ведь без них инвестиции в ИИ просто не будут работать. ИИ обладает огромным потенциалом, а растущий ажиотаж вокруг таких решений, как ChatGPT, вернул в повестку дня предиктивную аналитику и машинное обучение, но крайне важно убедиться, что вы не пытаетесь бежать, не умея ходить. Выработайте надежную стратегию и структуру работы с данными, убедитесь, что они работают и дают бизнесу то, что ему нужно, — и только потом начинайте думать об ИИ. Решения на основе ИИ могут помочь вам получить еще больше пользы от ваших данных, но при этом они также создают больше собственных данных, которые нуждаются в обработке и хранении. Кроме того, при использовании некоторых движков генеративного ИИ существует риск попадания конфиденциальных данных в открытый доступ. Поэтому необходимы четкие правила использования, которые должны быть доведены до сведения всего бизнеса.

Уже давно говорят, что данные — это новая нефть. Безусловно, данные — это то, что позволяет многим компаниям продолжать работать в цифровом мире. Несмотря на то, что правильное использование данных — непростая задача, и лишь немногие компании могут сказать, что у них все абсолютно правильно, следуя здравым принципам и получая хорошие технические консультации, организации могут значительно изменить то, как данные циркулируют в бизнесе, обеспечивают информированное принятие решений и способствуют повышению прибыльности и ориентации на клиента.