По оценкам Gartner, в 2018 г. глобальные затраты на ИТ достигнут 3,7 триллиона долл., превысив уровень 2017 г. на 4,5%. При этом мы видим шумную рекламу и слышим массу разговоров про внедрение новых технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект (ИИ) или машинное обучение (МО). Аналитики считают, что в числе главных драйверов дальнейшего роста использования ИТ будут проекты, связанные с цифровизацией, большими данными и ИИ. Но какие сферы ИТ-инноваций действительно глубоко затрагивают мысли технологических лидеров предприятий? Портал ZDNet решил побеседовать с ИТ-руководителями пяти конкретных организаций, чтобы выяснить их мнение по этому вопросу.

1. Создание сильных механизмов рекомендаций

Брэд Доуден, CIO кадрового агентства Airswift, утверждает, что сегодня наиболее интригующей сферой ИТ является ИИ, но делает при этом существенную оговорку. Хотя у этой технологии гигантский потенциал, очень многие компании без разбора приклеивают марку ИИ ко всем сортам разработок. «А зачастую это просто алгоритмы для решения некой определенной бизнес-проблемы, — говорит он. — Провайдеры используют тему ИИ для продажи своих продуктов. Настоящим ИИ пока занимаются лишь немногие организации. Причем это относится и к крупным игрокам».

Тем не менее Доуден сознает существующие перспективы. Он считает важным и нужным создавать сильные механизмы эффективных рекомендаций для таких отраслей, как розничная торговля и сервисы по подбору кадров. «У таких фирм, как наша, может появиться шанс проанализировать особенности поведения человека и оценить вероятность того, что в будущем он станет искать новую работу», — говорит Доуден.

Однако это время еще не настало. Но и когда оно придет, развитая автоматизация не отменит человеческий труд. «ИИ будет дополнять человеческие связи. Вся рутинная работа будет автоматизирована, вы сможете получать эффективные целеуказания на перспективных заказчиков и возможности бизнеса, и ваши квалифицированные менеджеры по продажам смогут сфокусироваться на прямых контактах и переговорах. Все это интригует, но путь к этой цели не короток», — считает Доудон.

2. Использование МО для повышения рентабельности

Консультант Эндрю Маркс помогает компаниям использовать инсайты данных для максимального использования фактически имеющейся информации. На своей прежней должности CIO фирмы Tullow Oil он много делал для выработки ценностного подхода к деятельности технологического лидера. По его мнению, новая эра больших данных позволит ИТ-лидерам находить еще лучшие решения. «В этом и состоит ключевое значение МО, которое реально означает автоматизированное использование аналитики, — говорит Маркс. — Если вы сможете собирать больше данных о функционировании своей организации, ресурсах своего бизнеса или поведении своих клиентов, МО поможет вам быстро принимать автоматизированные решения».

Он считает, что способность автоматически принимать решения в реальном времени является очень ценной перспективой для всех ИТ-лидеров. «Средний CIO должен понимать, вразумительно оценивать и внедрять технологию для ведения бизнеса практически в любой обстановке, — говорит Маркс. — При правильном использовании МО может стать драйвером для мощного повышения рентабельности, особенно в таких секторах, как розничная торговля, производство товаров широкого потребления или гостиничный бизнес. МО может создавать большие преимущества в отраслях, где критическую роль играет своевременная реакция. Перемена стиля мышления оказывает живительное действие и может приносить отличный эффект».

3. Соединение людей и технологий для эффективной работы

Джулиан Бернет, CIO торговой сети House of Fraser, смотрит на новые тренды ИТ несколько иначе, чем ряд его коллег. «Для меня, хотя это может показаться странным, самое главное касается работы цепочек поставок и соединения физических и цифровых элементов», — говорит он. По словам Бернета, его фирма стала обращать внимание на соединение возможностей физического оборудования, людей и технологий для интеграции реально протекающих процессов. House of Fraser использует комбинированные формы современной технологии как в торговых залах, так и на своих складах.

Он приводит пример проекта своей компании, осуществляемого вместе с провайдером логистических решений Dematic. House of Fraser интересуют возможности применения голосовых технологий для комплектации складских заказов людьми, говорящими на разных языках. Благодаря им сезонные рабочие смогут эффективнее использовать оборудование на складах фирмы, и это принесет компании очевидную пользу.

«Я бы сказал, что самые интересные возможности открываются, когда вы сочетаете технологию с другими процессами, — говорит он. — Мы уже в этом убедились. В мире ритейла сила технологии раскрывается именно при комбинировании физических и цифровых операций».

4. Внедрение современных технологий в здравоохранении

Аарон Пауэлл посвятил последние два года работе по цифровой трансформации на посту директора по цифровизации британской медицинской службы NHS Blood and Transplant. В его организации в настоящее время осуществляется ряд интересных экспериментальных проектов, в том числе связанных с прогнозной аналитикой и оценками времени ожидания трансплантируемых органов. «Огромное значение для нас будет иметь прогнозирование, а также возможность работать с заранее пересылаемыми снимками, — говорит он. — При использовании донорских органов крайне важно иметь доступ к их цифровым изображениям, чтобы бригады медиков, занимающихся трансплантацией, могли заблаговременно оценивать ситуацию, которая может возникнуть при планируемой операции».

Пауэлл также отмечает, что распределение и доставка донорской крови по сути является логистическим процессом. А для контроля работы оборудования целесообразно внедрять датчики. Могут пригодиться и разработки, связанные с блокчейн, однако здесь Пауэлл осторожен в оценках. «Мы предварительно с этим знакомились и пока не усматриваем явных сценариев применения блокчейн», — говорит он. — Я знаю, что в других странах существуют сервисы поставок донорской крови с более фрагментированными цепочками, и управленцы этих организаций анализируют возможности использования распределенного реестра для безопасного контроля различных элементов общего процесса. Для нас это не является большой проблемой, поскольку мы полностью контролируем свой процесс«.

5. Построение цифровой платформы для будущей трансформации

В качестве директора по информатике медицинского учреждения St Helens & Knowsley Teaching Hospitals NHS Trust Кристин Уолтерс использует технологию для улучшения повседневной деятельности и обслуживания пациентов своей организации. Как и Пауэлл, она считает более важным создание доверенной цифровой платформы, а не революционные технологические перемены.

«Сектор здравоохранения часто отстает от других отраслей в силу самой природы того, что мы делаем, — говорит она. — Мы работаем с нездоровыми пациентами, и нам важно выбирать технологии, которые проверены и надежны. Мы обычно осторожны и стараемся не рисковать, и поэтому то, что мы считаем интересным, может расходиться с другими сферами деятельности».

Организация запустила в действие электронную систему выдачи рецептов и предписаний, разработанную специализированной фирмой JAC, и модифицированную электронную систему раннего предупреждения, оповещающую медицинский персонал о пациентах, требующих приоритетного лечения. Уолтерс также руководит внедрением новой электронной системы рассылки распоряжений старшего персонала. Она держит в поле зрения и другие современные технологии, однако предпочитает действовать осмотрительно.

«Нас увлекает идея помогать пациентам следить за собственным состоянием и отслеживать прогресс в лечении посредством технологий носимых устройств, — говорит она. — Однако наша организация еще должна к этому подготовиться, и кроме того мы должны думать об инвестициях в фундаментальные вещи, например, в цифровизацию для избавления от бумажной работы».

Версия для печати