О технологии блокчейн говорят не первый год и она действительно обладает потенциалом, но, как показало исследование Gartner «Hype Cycle for Blockchain Technologies, 2019», пока что она не готова к массовому внедрению.

От финансов до изобразительного искусства — список сфер применения, где блокчейн может принести пользу, практически бесконечен, но прежде, чем это произойдет, пройдет как минимум десять лет, пишет портал ZDNet. В настоящее время блокчейн проходит, согласно Gartner, через стадию «избавления от иллюзий» (trough of disillusionment), которая наступает в случае неудачной реализации технологии и падения интереса после первоначального всплеска. Gartner прогнозирует, что восстановление интереса к блокчейну произойдет не ранее 2021 г. и что может пройти от пяти до десяти лет, прежде чем эта технология начнет преобразовывать методы работы предприятий или, говоря языком исследователей, прежде чем она взберется на «склон просвещения».

Вице-президент Gartner по исследованиям Авива Литан считает, что блокчейн станет масштабируемым для массового внедрения в бизнесе не ранее 2028 г. «Технология оказалась не готова к тому всплеску интереса, который ее окружил. Существует много проблем, которые требуется решить, и в первую очередь это касается стандартов. Потребуются годы для того, чтобы установить их, и только затем блокчейн можно будет применять в коммерческих масштабах. Тем компаниям, которые сейчас экспериментируют с технологией, придется начинать все заново, поскольку введение стандартов в корне изменит работу с ней», — сказала она. Ее оценки согласуются с предыдущим прогнозом Gartner. В нем говорилось, что к 2021 г. предприятиям придется заменить до 90% текущих блокчейн-платформ.

По словам одного из авторов исследования, Адриана Ли, часть проблем блокчейна вызвана с отсутствием консенсуса в отрасли по таким ключевым характеристикам, как концепция продукта, требования к применению или целевой рынок. Другими словами, блокчейн стал жертвой собственной популярности. Потенциальные выгоды вокруг него породили огромные ожидания, которые так и не оправдались ввиду незрелости технологии и ее неготовности к массовому внедрению. Литан приводит аналогию с Интернетом, когда пользователям не нужно вникать в глубины технологии, например, протоколы DNS или TCP/IP, которые сделали просмотр веб-страниц масштабируемым и в конечном итоге популярным.

Внедрение блокчейна на предприятиях связано с рядом тонкостей. В первую очередь они касаются выбора платформы, языка программирования для смарт-контрактов, применения определенного системного интерфейса и согласованных алгоритмов действий. И если у организации нет внутренних ресурсов для работы с блокчейн-платформой, которая не запускается «из коробки», то ей нужно обращаться за услугами к внешним поставщикам, от которых она становится все более зависимой. «Когда для реализации технологии требуется столько усилий, то вы не сможете использовать ее, если у вас нет денег и навыков, — сказала Литан. — Технология должна быть завершенной и в достаточной степени масштабируемой, чтобы компании могли использовать ее самостоятельно».

Эксперт приводит некоторые ключевые функции, которые бы подстегнули ее популяризацию: возможность беспрепятственного обмена данными между блокчейнами и переносимость смарт-контрактов, которая позволяет пользователям передавать логику конкретного контракта на другой блокчейн. Не помешало бы укрыть от взгляда пользователей внутреннюю механику блокчейн — все это позволит заново открыть технологию, которой пока что так и не удалось реализовать свой потенциал.