Одна из отчетливых тенденций развития ИТ последних лет — использование Интернета в качестве не только коммуникационной, но и вычислительной среды. В этом процессе преобразования Сети можно выделить несколько “источников и составных частей”, но стоит особое внимание уделить быстро развивающемуся направлению онлайновых сервисов. Поначалу такие Web-службы представляли собой интернет-приложения нового поколения, предлагаемые поставщиками исключительно для конечных пользователей. Однако 2007-й стал в какой-то мере переломным годом в развитии подобных онлайн-сервисов: акцент борьбы между поставщиками начал явно смещаться в сторону расширения сотрудничества с независимыми разработчиками ПО, которые будут создавать собственные Mashup-приложения (смешение функционала локальных средств и внешних сервисов) на базе той или иной онлайновой платформы.

Именно такая логика развития ситуации заставила в том числе и корпорацию Google активизировать расширение контактов с сообществом разработчиков и начать процесс открытия программных интерфейсов (API) своих популярных сервисов. И надо отметить, что речь идет не о простой технической процедуре публикации спецификации: для Google это означает внесение довольно серьезных изменений в бизнес-модель работы на рынке, которая до сих пор строилась на основе заметного дистанцирования от внешнего ИТ-сообщества.

Все это хорошо видно и на примере деятельности компании в нашей стране. Как известно, Google открыла представительство в России еще весной 2006 г. и создала здесь два центра разработки (в Москве и Санкт-Петербурге). Но наблюдать эту работу мы пока могли, лишь заходя в Интернет и пользуясь русифицированными сервисами на сайте Google.ru. Хотя нужно признать — в деле продвижения своих Web-сервисов в России Google заметно обогнала старожилов рынка, в том числе и Microsoft.

По сути, лишь с прошлой осени компания стала проводить здесь публичные мероприятия, начав общение именно с разработчиками: под занавес года в Москве прошла конференция День Google Code 2007, собравшая не менее двухсот участников. В целом она была посвящена открытию компанией для внешнего использования нескольких своих наборов API:

  • Open Social, предназначенный для создания композитных приложений, работающих с ресурсами нескольких крупных социальных сетей;
  • Geo API: служит для быстрого создания геоинформационных сервисов и веб-приложений;
  • GData API, созданный для обмена данным в Web-среде и работы с документами и таблицами Google.

Этим API были посвящены прошедшие в рамках конференции семинары и мастер-классы. Но все же самым интересным событием мероприятия стало пленарное выступление руководителя направления Google Open Social Брэда Фитцпатрика, известного во всем мире, в частности, в качестве автора и основателя ресурса LiveJournal (см. PC Week/RE, № 46/2007). В своем докладе “Открытие социального графа” (именно так был переведен на русский язык термин Open Social) он представил видение Google развития социальной среды Интернета с участием мирового сообщества разработчиков ПО. Речь шла о возможностях, с одной стороны, расширения по функционалу и охвату участников отдельных социальных сетей (например, MySpace, LiveJournal, “Одноклассники” и пр.), в том числе за счет приложений независимых программистов, а с другой — интеграции разрозненных социальных “островов” в единый “архипелаг”. Подчеркнем — представление темы велось на концептуальном уровне. Это вполне понятно: проблема тут не только в выработке соответствующих технологических решений и создании отраслевых стандартов (можно себе представить, какой острой будет борьба на этом фронте между различными поставщиками).

В прошедшем году по поводу термина Web 2.0 было немало дискуссий, однако за обсуждением технологических деталей довольно часто ускользала суть этого явления, которая заключается в эволюции Интернета: преобразование Сети из средства коммуникации в среду социализации, из механизма обмена данными в систему поддержки общения людей. Именно поэтому на первый план выходят социальные вопросы, которые поднимались и в ходе дискуссии с Брэдом Фитцпатриком. При этом было видно (и это совсем не упрек, а просто отражение малой изученности темы), что и один из создателей концепции социальных сетей тоже не знает окончательных рецептов и находится в поиске правильных ответов, в том числе и на такой вопрос, как: в какой степени пользователи будут заинтересованы в расширении размеров социальных сетей, а владельцы “островов” — в налаживании информационных связей между контролируемыми ими сообществами? Масса неясностей и в сфере обеспечения безопасности, в том числе защиты от распространения огромных объемов конфиденциальной персональной информации. При этом проблема опять же выходит далеко за технологические рамки: в частности, тут важную роль играют юридические аспекты, включая несогласованность законов в этой сфере различных стран.

Так или иначе, но День Google Code 2007, на мой взгляд, стал одним из наиболее интересных ИТ-событий прошедшего года в России. Фактически на нем впервые у нас поднята перспективная тема создания социальных сетей и участия российских разработчиков в этом глобальном процессе. Не менее важно, что эта конференция стала свидетельством активизации работы в нашей стране быстрорастущего мирового ИТ-гиганта “новой волны” Web 2.0.

Версия для печати (без изображений)