17 декабря директор “1С” Борис Нуралиев представил ежегодный анализ работы компании в уходящем году. Заметим, что это первые конкретные данные о работе ведущего российского ИТ-игрока в кризисных условиях.

Борис Нуралиев привел фактические данные на 15 декабря и прогноз на конец года. Мы будем приводить далее прогнозные сведения. Но сначала напомним, что бизнес фирмы состоит из трех частей — дистрибуция чужого ПО, выпуск собственных мультимедийных продуктов и экономического софта.

В целом продажи всего этого ПО до конца года вырастут на 10—11% по сравнению с 2007 г. Отметим, что в прошлом году рост составил 94%, но 2007-й был явно аномально успешным. Кроме всего прочего в прошлом декабре “1С” закрыла громадный проект по поставке своего ПО в школы. В 2004—2006 гг. продажи ПО увеличивались на 41—48%. Так что средняя величина за два года — (94% + 11% ) вполне укладывается в эти достаточно высокие показатели.

Если посмотреть на составные части бизнеса “1С”, то здесь темпы роста такие: дистрибуция — 6%, мультимедиа — 34%, экономический софт — 7%.

В прошлом году рост дистрибуции был 160%, причем рост по продукции российских и зарубежных разработчиков составлял соответственно 30 и 190%. А в этом году темпы ожидаются такие: отечественный софт — примерно те же 30%, по западному будет спад на 13%. Объяснение такого провала по зарубежному ПО можно объяснить двумя моментами, не связанными с нынешним кризисом. Во-первых, в прошлом году шел активный процесс легализации ПО. Поскольку говорить о полном переходе отечественных предприятий на лицензионный софт вряд ли приходится, то скорее всего можно говорить о замедлении процесса легализации.

Во-вторых, в конце весны у “1С” были какие-то серьезные организационные проблемы с дистрибуцией западного ПО, в том числе разрабатываемого Microsoft (об этом ходили слухи на рынке). Из графиков продаж “1С” складывается впечатление, что в мае продажи западного софта были вообще приостановлены (рис. 1). В целом же из представленных данных о поставках видно, что первые признаки кризиса появились еще летом. Но даже в сентябре-октябре продажи еще росли. Явный провал наступил в ноябре, но в декабре начался уверенный рост, хотя объемы и ниже прошлогодних. Но говоря о продажах ПО, Борис Нуралиев отметил, что в штучном выражении падения не было, есть снижение только в деньгах, что объясняется переходом клиентов на более дешевый ассортимент, а также повышением курса доллара (“1С” осуществляет продажи в рублях, а демонстрирует свои показатели в долларах).

Продажи “1С:Предприятия” — это очень точный показатель экономической ситуации (рис. 2). Тут спад начался еще летом (скачок июня был вызван тем, что партнеры делали срочные закупки версии 7.7 по старой цене). Особенно сильно упали осенью продажи комплексного ERP-решения “1С:Управление производственным предприятием” (УПП), что вполне понятно — долгосрочные проекты замораживаются. Правда, в декабре уже есть солидный подъем в поставках УПП.

Но на фоне падения продаж УПП было особенно заметен рост спроса на отраслевые решения на этой платформе, он увеличился октябре-ноябре на 30% (по сравнению с прошлым годом). Объяснение очевидно: такие продукты быстрее внедряются. Любопытно, что увеличился спрос на продукт для строительной отрасли, которая сейчас переживает самые сложные времена. Судя по всему, здесь начали решать задачи повышения эффективности работы.

Борис Нуралиев также сформулировал несколько задач, которые нужно решать предприятиям в кризисных условиях: ·

  • усилить и поставить на регулярную основу финансовый контроль за “дочками” и филиалами; ·
  • ужесточить борьбу за сохранение клиентов; ·
  • навести порядок в доме, проанализировать эффективность направлений, подразделений, сотрудников; ·
  • обеспечить в случае необходимости быстрое (и не всегда однократное) изменение бизнес-процессов по обслуживанию клиентов, формированию ассортимента, расчетам с контрагентами и т. д.

“Ото всех нас сейчас требуется готовность к быстрым изменениям!” — считает директор “1С”.

Версия для печати (без изображений)