По прогнозам ведущих аналитических агентств, 2009-й будет самым плохим годом для мирового рынка ПК за всю его историю. Как полагает компания Gartner, в количественном выражении спад составит 11,9%, а число проданных ПК не превысит 257 млн. штук (подразумеваются настольные, мобильные компьютеры и ПК-серверы). Аналитики IDC более оптимистичны. По их мнению, в первой половине года продажи сократятся на 8%, однако потом ситуация улучшится, и в IV квартале ожидается небольшой рост, который, однако, не позволит переломить ситуацию. Поэтому в целом за весь год ожидается спад на уровне 4,5%.

Что касается 2008-го, то на его результаты сильно повлияло небывалое падение продаж в IV квартале. Правда, аналитики несколько разошлись в оценках: IDC отметила cпад на 0,4%, а Gartner — подъем на 1,1%. Тем не менее за весь год рынок ПК, по мнению этих компаний, вырос соответственно на 10,5 и 10,9%. Хотя этот результат кажется неплохим, нельзя забывать, что это произошло после пяти лет непрерывного ежегодного роста поставок в среднем на 15%.

Российские реалии

Для российского рынка ПК IV квартал 2008 г. оказался даже хуже, чем для мирового. По сравнению с аналогичным периодом 2007-го число проданных ПК сократилось на 37,8% по версии IDC и на 24% по версии ITReaseach.

По данным ITResearch, в последнем квартале было продано около 950 тыс. ноутбуков (без учета нетбуков) и 1,4 млн. десктопов (включая самосбор). По отношению к аналогичному периоду 2007-го падение рынка десктопов составило примерно 32%, а ноутбуков — 5%. В целом за год 10%-ное падение продаж десктопов было скомпенсировано значительным ростом спроса на ноутбуки. В результате объем рынка ПК немного вырос и достиг 9,4 млн. устройств. “Вытащить” год помогли неплохие первые три кварталы.

Примерно такую же оценку приводит IDC. В прошлом году российский рынок ПК увеличился на 8,4% и достиг 9,5 млн. штук. В пятерку крупнейших поставщиков (в порядке убывания объемов продаж) вошли Acer, Asus, HP, Toshiba и Dell. Сегмент настольных ПК впервые после кризисного 1998 г. сократился — по сравнению с 2007-м его объем упал на 17%. до 4,6 млн. штук. В ведущую пятерку вошли Depo Computers, НР, K-Systems, Kraftway и Formoza. Поставки ПК-серверов выросли незначительно — на 2,8%, до 169,5 тыс. штук. Пятерку лидеров составили HP, IBM, Depo Computers, Kraftway и Aquarius.

По мнению IDC, наиболее сильно экономический кризис повлиял на сегмент ПК-серверов — их продажи устойчиво росли на протяжении двух первых кварталов, а затем последовал резкий спад, который в IV квартале 2008 г. достиг 32%. Сегмент ноутбуков сохранил положительную динамику — его объем увеличился в 2008 г. на 55,7%. Пятерка лидеров осталась неизменной: Acer, Asus, Toshiba, HP и Samsung. Доля рынка ноутбуков существенно выросла по сравнению с предыдущим годом и по отношению к десктопам составила почти 50:50. Появившиеся в прошлом году нетбуки заполнили нишу недорогих мобильных устройств и обеспечили ускоренный рост рынка ноутбуков.

Однако, по оценке ITResearch, в 2008-м основным сегментом отечественного рынка компьютеров оставались десктопы, а наступление ноутбуков может временно притормозиться. Дело в том, что из-за проблем, возникших в розничных сетях, и затруднений с потребительским кредитованием именно ноутбуки оказались под наибольшим давлением. Десктопы имеют во время кризиса преимущество, поскольку представляют собой в основном корпоративный продукт и являются более дешевыми изделиями, которые можно собрать “на коленке”.

Это мнение разделяет IDC. В ее прогнозе на 2009 г. говорится, что менее остальных сегментов рынка ПК пострадает сектор десктопов — спад составит 12,4%, а наиболее сильно влияние кризиса скажется на ПК-серверах — спад на 56,1%. В целом за весь нынешний год объем российского рынка ПК сократится на 17,4% по сравнению с 2008-м.

Что впереди

Рассматривая перспективы на будущее, IDC отмечает, что, несмотря на серьезный спад мировой экономики, состояние рынка ПК сейчас лучше, чем во время предыдущего кризиса 2001 г., потому что с тех пор роль персональных компьютеров для бизнеса значительно выросла, а цена — упала. В результате отказ от покупки новых ПК не обеспечит предприятиям большой экономии, но может затруднить текущую деятельность.

К тому же на этот рынок сильно влияет частота замены оборудования. Так, до 2001 г. продажи ПК росли в среднем на 18,8% в год, а после 2003-го — на 13,6%. Это замедление указывает на то, что значительную часть используемых сейчас систем скоро нужно будет обновлять. Еще одна важная тенденция — быстрый рост доли ноутбуков. Если в 2000 г. этот показатель не превышал 20%, то в 2008-м он вырос до 50%. Но у мобильных ПК жизненный цикл короче, чем у настольных, поэтому частота замены оборудования на рынке ПК будет расти.

Серьезные перемены происходят и в региональном распределении рынка. В 2000 г. на США приходились 37% поставок ПК, а на развивающиеся страны — менее 30%. В 2008-м ситуация изменилась: доля США сократилась до 23%, а развивающихся регионов выросла до 49%. Аналитики надеются, что новые экономические зоны поддержат рынок в трудные времена. По прогнозу IDC, в 2009 г. в развивающихся странах падение продаж ПК составит не более 4% (в штучном выражении).

Все эти доводы позволили IDC предположить, что в 2009 г. рынок ПК не постигнет печальная участь финансовой или автомобильной отрасли. Аналитики ожидают от поставщиков более агрессивной ценовой политики и усиления консолидации.

Gartner менее оптимистична в своем прогнозе. По ее предположению, в развитых странах падение рынка ПК в нынешнем году составит 13%, а в развивающихся — 10,4%. В компании объясняют такую небольшую разницу в показателях тем, что сокращение валового национального продукта и увеличение жизненного цикла компьютеров негативно отразится на спросе на ПК во всех регионах.

Впрочем, падение ожидается не в каждом сегменте рынка ПК. Например, поставки ноутбуков, по прогнозу, вырастут по сравнению с 2008 г. на 9%, до 155,6 млн. штук, причем главным двигателем роста останутся нетбуки (без их учета рост составит всего 2,7%). Однако в области декстопов ожидается серьезный спад — здесь продажи сократятся на 31,9%, до 101,4 млн. штук.

Gartner разделяет мнение IDC о том, что сборщики отреагируют на падение спроса снижением стоимости ПК и увеличением инвестиций в свои цепочки поставок.

Таблица 1. Поставки ПК в 2008—2013 гг. в мире (млн. штук)
Форм-фактор 2008 2009* 2010* 2011* 2012* 2013*

Настольные ПК и ПК-серверы

152,8

133,4

131,3

134,6

138,7

142,4

Ноутбуки

142,4

148,6

169,6

205,6

241,1

277,0

Всего

295,2

282,0

300,9

340,3

379,8

419,4

Таблица 2. Динамика продаж ПК в мире в 2008—2013 гг.
Форм-фактор 2008 2009* 2010* 2011* 2012* 2013*

Настольные ПК и ПК-серверы

-5,2%

-12,7%

-1,5%

2,5%

3,0%

2,7%

Ноутбуки

31,9%

4,3%

14,2%

21,2%

17,2%

14,9%

Всего

9,7%

-4,5%

6,7%

13,1%

11,6%

10,4%

* Прогноз. Источник: IDC.

Таблица 3. Объемы поставок лидеров рынка ПК в 2007—2008 гг.
Компания Поставки в 2008 г. (млн. шт.) Доля рынка в 2008 г. (%) Поставки в 2007 г. (млн. шт.) Доля рынка в 2007 г. (%) Рост в 2008 г. по отношению к —2007 г. (%)

Hewlett-Packard

55,687

18,4

 49,428

18,1

12,7

Dell

43,144

14,3

 38,703

14,2

11,5

Acer

33,497

11,1

 26,484

9,7

26,5

Lenovo

21,869

7,2

 20,115

7,4

8,7

Toshiba

13,500

4,5

 10,955

4,0

23,2

Остальные

 134,510

44,5

 126,767

46,5

6,1

Всего

302,207

100,0

272,452

100,0

10,9

Источник: Gartner.

Версия для печати