Полупроводники и ЖК-панели не входят в число нынешних приоритетов компании

В середине марта руководство Epson обнародовало план развития до 2015 г., а также являющийся его составной частью трёхлетний план, реализацией которого японская компания займётся с 1 апреля 2009-го (с началом её нового финансового года). Целью предыдущей “трёхлетки” (с 2006 по 2008 финансовые годы) было повышение прибыльности Epson: планировалось, что ежегодно получаемые ею доходы должны составлять не менее 100 млрд. йен (примерно 1,02 млрд. долл.). Как отметили руководители компании, предпринятые меры организационного характера, упорядочение продуктового портфеля и выпуск новых изделий скорее всего позволили бы такую задачу. Однако начавшийся в прошлом году глобальный экономический кризис нарушил все расчёты, и завершающийся 31 марта 2008 финансовый год грозит стать для фирмы самым плохим за всю историю её существования периодом (по предварительным оценкам, потери в этом году могут составить около 1 млрд. долл.).

Подобно Epson и многим другим японским компаниям корпорация Sony, также терпящая рекордные для неё убытки, занимается реорганизацией собственного бизнеса, в том числе и ЖК-направления, и наряду с налаживанием сотрудничества с Epson договорилась в конце февраля с фирмой Sharp о создании совместного предприятия по выпуску ЖК-панелей большого размера. Любопытно, что Sharp является одним из главных конкурентов Epson в сегменте малых и средних ЖК-дисплеев.

В связи с сохраняющейся неопределённостью относительно перспектив развития мировой и японской экономик новый трёхлетний план предусматривает перестройку бизнеса Epson, перенос акцентов и ресурсов на более перспективные направления и отказ от тех, которые не смогут обеспечить компании необходимого потенциала роста и не принесут приемлемой прибыли.

К числу перспективных областей специалисты Epson отнесли технологии струйной печати, ЖК-проекторы, кварцевые устройства и сенсоры. В области струйной печати, в частности, компания намерена расширять спектр выпускаемой продукции (в том числе с учётом повышения требований к её экологичности) и активнее осваивать новые вертикальные рынки и сферы применения струйных технологий, а в области ЖК-проекторов — добиться увеличения рыночной доли в сегменте проекторов верхнего уровня.

В разряд малоперспективных направлений попали полупроводниковые изделия и ЖК-дисплеи малого и среднего размера. Руководители Epson считают, что возврат к прибыльности данных направлений бизнеса окажется весьма проблематичным даже после окончания мирового экономического спада, а потому компания уже занялась их реструктуризацией.

Например, она намерена консолидировать полупроводниковое производство, сохранив один из двух её ныне существующих в Японии заводов. При этом выпуск компьютерных микросхем на другом заводе в течение ближайших трёх лет будет прекращён, а сам завод перепрофилирован в базу по исследованиям и разработкам.

Серьёзные изменения ожидают и бизнес-направление Epson, связанное с разработкой и производством ЖК-дисплеев малого и среднего размера (их текущий модельный ряд содержит десяток ЖК-экранов с диагональю от 2,4 до 13,3 дюйма и разрешением от QVGA до XGA, включая и широкоформатные модели). Компания объявила о намерении закрыть к сентябрю нынешнего года один из находящихся в Японии заводов по выпуску ЖК-дисплеев и сконцентрировать их производство на другой своей промышленной площадке.

Кроме того, компания Epson сообщила о проведении переговоров с корпорацией Sony по поводу сотрудничества в данной сфере. Их результатом может стать передача новому партнёру части активов ЖК-направления Epson, причём сделка в соответствии с достигнутой договорённостью должна быть заключена до конца июня нынешнего года.

Как отмечают эксперты, корпорация Sony, которая фокусируется на ЖК-дисплеях, выполненных на основе низкотемпературного поликремния (LTPS), заинтересована в технологиях и производственных мощностях Epson по выпуску более дешёвых ЖК-экранов на тонкоплёночных транзисторах из аморфного силикона (Epson обладает также и собственной LTPS-технологией). Считается, что пополнение продуктового портфеля продукцией, созданной на базе фирменных ЖК-технологий Epson, позволит Sony усилить конкурентоспособность и как поставщика ЖК-дисплеев малого и среднего размера, и как производителя широкого спектра мобильных устройств, в которых используются такие панели (сотовые телефоны, цифровые фото- и видеокамеры, игровые приставки). Эксперты подчёркивают также, что в нынешних условиях покупка технологий, патентов и производственных мощностей может оказаться гораздо дешевле разработки своих технологий и строительства собственного завода.

Что касается Epson, то ей сделка с Sony позволит, во-первых, полностью загрузить производственные мощности по выпуску малых и средних ЖК-экранов, а во-вторых, сконцентрироваться на более перспективных направлениях бизнеса.

Таким образом, предполагается, что сотрудничество в сегменте ЖК-дисплеев малого и среднего размера принесёт пользу обоим партнёрам. Как свидетельствует последний отчёт DisplaySearch, в настоящее время Epson и Sony являются соседями по рейтингу поставщиков этих изделий: по итогам 2008 г. Epson заняла седьмое, а Sony — восьмое место с рыночными долями 7,3 и 4,8% соответственно.

Что же касается развития бизнеса Epson в целом, то, как рассчитывают руководители компании, реализация намеченных мер должна способствовать сведению её финансовых потерь в новом отчётном году к нулю.

Хотя до сих пор аналитики объединяют малые и средние ЖК-дисплеи в единый сегмент, с течением времени развитие рынка каждой из этих двух категорий изделий, как утверждают эксперты DisplaySearch, идёт по всё более расходящимся направлениям: одни чаще используются в потребительской электронике, другие — в ИТ-продукции.

Малые ЖК-экраны применяются в портативных медиаплейерах (MP3), игровых терминалах, КПК, DVD-плейерах, навигационных системах, мобильных телефонах. Уменьшение объёма продаж экранов в штучном выражении здесь хотя бы отчасти может быть скомпенсировано за счёт увеличения площади самих экранов (и соответственно повышения доходов поставщиков, поскольку ЖК-дисплеи большего размера, выполненные по той же технологии, и стоят, как правило, дороже): в прошлом году в разряд наиболее популярного — с точки зрения размеров — стал переходить ЖК-экран с диагональю 2,4 дюйма (в 2007-м таковым служил 2,2-дюймовый дисплей), причём эксперты отмечают также рост спроса на экраны размером 2,8 и 3 дюйма.

Рынок ЖК-дисплеев среднего размера растёт в штучном выражении, и, как прогнозируют специалисты DisplaySearch, тенденция роста сохранится в ближайшие несколько лет — благодаря повышению спроса на нетбуки, мобильные интернет-устройства (MID), сверхкомпактные ПК (UMPC). По мнению экспертов, это позволяет производителям переходить на выпуск ЖК-экранов среднего размера на производственных линиях пятого поколения (размер используемой стеклянной подложки 100×120 см).

Версия для печати