Как сейчас себя чувствуют региональные ИТ-компании и как экономический кризис отразился на их деятельности? “КиберКуб” — одна из таких компаний. Она специализируется в сфере системной интеграции и производства ПК, а также занимается корпоративными поставками сетевого и компьютерного оборудования. С её директором и одним из основателей Дмитрием Кузовлевым во время апрельской партнерской конференции многопрофильной группы Merlion в Самаре побеседовал специальный корреспондент PC Week/RE Владимир Митин.

PC Week: Когда стало ясно, что кризис пришел к нам всерьез и надолго, многие эксперты предрекали, что с ИТ-рынка очень быстро уйдут малоэффективные компании. А оставшиеся укрупнятся и станут ещё сильнее. Оправдались ли эти предположения в Самарской области?

Дмитрий Кузовлев: Я не видел примеров того, чтобы нынешний кризис серьезно подкосил позиции интеграторских компаний, работающих в нашей области достаточно давно. Наиболее остро он сказался на молодых розничных компаниях, которые делали свой бизнес преимущественно на заемных деньгах — банковских, вендорских или дистрибьюторских кредитах. Но случаи их полного разорения единичны. По моим наблюдениям, c рынка ушло не более 1% самарских ИТ-компаний. Остальные как-то приспособились к кризису: сократили расходы на персонал, уменьшили количество арендуемых площадей и оптимизировали некоторые другие затраты. Но все они по-прежнему активны, и мы чувствуем это по их участию в конкурсах и иных акциях.

PC Week: По данным B2B Center, в настоящее время в нашей стране общий объем сделок, заключаемых по итогам конкурсов, в том числе и электронных, на порядок превышает объем сделок, заключенных по итогам аукционов. На ваш взгляд, c чем это связано?

Д. К.: Я не проводил детальный анализ данной ситуации, но дело, видимо, в том, что в аукционах единственным критерием выбора поставщика оборудования или услуг является цена. В то время как в конкурсе его организатор может задать достаточно сложный составной критерий, в котором учитываются различные другие требования к потенциальному исполнителю — квалификация, условия поставки и т. д. Возможно, в определенной степени сказался негативный опыт тех госучреждений, которые в свое время увлеклись аукционами и, что называется, “на своей шкуре” почувствовали, что гонка только за дешевизной не всегда доводит до добра. К тому же аукционы очень опасны для заказчика тем, что потенциальный исполнитель на стадии заключения соответствующего договора может отказаться от тех условий, на которые он сам же согласился. Коммерческие организации, c которыми мы работаем, аукционы практически не проводят, предпочитая им закрытые конкурсы, к участию в которых приглашаются лишь надежные организации.

PC Week: Аналитики констатируют серьезное снижение в первом квартале года поставок компьютерного оборудования. Вы тоже с этим столкнулись?

Д. К.: Безусловно. Исключением, пожалуй, являются расходные материалы. В абсолютном выражении в Q1/2009 мы продали расходных материалов не меньше, чем в Q1/2008. Но дело тут не в том, что в кризис вырос спрос на расходники (необходимые в том числе для печати приказов об увольнениях и сокращениях), а в том, что цены на них (в частности, на картриджи для печатающих устройств) поднялись не только в рублях, но и в долларах. С чем именно это связано, я не могу сказать. Данный вопрос лучше адресовать поставщикам этой продукции. О грядущем повышении валютных цен (без объяснения причин) они предупреждали нас ещё в конце прошлого года.

PC Week: В начале 2008 г. на одном из круглых столов, посвященных ИТ-рынку Самарской области, утверждалось, что одна из главных проблем этого рынка — нехватка квалифицированных кадров. Вашей компании кризис помог решить кадровые проблемы?

Д. К.: Да, мы чувствуем, что в результате кризиса специалистов, желающих работать в “КиберКубе”, стало больше. Они сами на нас выходят, и мы обсуждаем с ними возможности их интеграции в нашу компанию. Переманиванием кадров мы не занимаемся, но свой персонал ценим. Среди наших специалистов под влиянием кризиса никаких сокращений не было. Ведь сейчас мы работаем преимущественно на рынке ИТ-услуг. А этот сегмент ИТ-рынка, судя по публикуемым данным, вырос и в целом по стране. Что касается “КиберКуба”, то у нас этот показатель увеличился даже несколько больше среднерыночного. В том числе за счет роста спроса на аутсорсинг. Проще говоря, на техподдержку оборудования наших клиентов силами наших специалистов.

PC Week: Помнится, раньше российские предприятия и организации шли на аутсорсинг не очень охотно...

Д. К.: Ситуация меняется. Аутсорсинг позволяет предприятиям и учреждениям сократить численность персонала. А в условиях кризиса на сокращении этой численности нередко настаивают вышестоящие организации. К тому же при правильной постановке дела аутсорсинг позволяет предприятиям не просто перебрасывать деньги из одной статьи расходов в другие, а реально снижать затраты на поддержание ИТ-инфраструктуры в дееспособном состоянии.

PC Week: Поступают ли в кризис заявки на новые ИТ-проекты?

Д. К.: У нас достаточно много клиентов из госструктур и коммерческих предприятий. А так как жизнь у этих клиентов не прекращается, то у них постоянно возникают новые задачи и, как следствие, запросы на демооборудование и реальные проекты. В то же время можно отметить, что в кризис удельный вес повторных обращений в нашу компанию (то есть обращений со стороны заказчиков, для которых мы выполняли различные заказы раньше) стал больше. При этом даже в первом квартале нынешнего года у нас уменьшилось не столько количество новых заказов, сколько их средняя стоимость. Конечно, Q1/2009 в смысле общего объема новых заказов был не самым лучшим кварталом. Я бы даже сказал — самым худшим за нашу 17-летнюю историю. Но уже в апреле у многих компаний появились бюджеты, и жизнь, что называется, начала налаживаться. Поэтому есть надежда, что второй квартал будет лучше первого.

PC Week: А третий и четвертый?

Д. К.: Я сейчас не могу давать прогнозы на столь далекую перспективу. У меня для этого просто нет данных. Ситуация в стране, да и в мире в целом, очень уж неопределенная. Но у меня такое предчувствие, что для нашей компании третий квартал 2009-го будет лучше аналогичного квартала прошлого года. Но подчеркну, что эти прогнозы основываются лишь на личных ощущениях.

PC Week: Как под действием кризиса изменились ваши требования к дистрибьюторам?

Д. К.: Практически никак не изменились. Нам, как и прежде, важно, чтобы на складе дистрибьютора был нужный нам товар и чтобы мы могли забрать его в кратчайшие сроки. В условиях достаточно сильного колебания курсов валют ориентироваться на так называемые длинные поставки очень рискованно. Лучше не провести сделку, чем провести её с убытком для себя или партнера. Мы стараемся не увеличивать нашу дебиторскую задолженность. К этому же стремятся и наши партнеры.

PC Week: Одно из направлений вашей деятельности — сборка ПК. Как повлиял кризис на деятельность этого направления?

Д. К.: Что касается настольных компьютеров, то в Q1/2009 их производство мы по сравнению с Q1/2008 сократили в разы. В том числе по причине снижения платежеспособного спроса на них со стороны потенциальных пользователей. Но закрывать это направление деятельности мы не собираемся, поскольку первый квартал нынешнего года очень сильно выбивается из общего ряда и пока неясно, как ситуация будет развиваться в дальнейшем.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)