Клифф Шарплз и Энди Мартин были не слишком сведущи в растениеводстве, когда приступали к созданию своего Web-узла Garden Escape, с помощью которого садоводы-любители могут приобрести по Сети все что угодно  -  от луковиц тюльпанов до фонтанов в форме жаб. Но теперь Шарплз и Мартин  -  настоящие академики по части сельского хозяйства, и не только потому, что разбираются в сроках выращивания пионов, но и потому, что сумели вырастить свой могучий коммерческий узел из малого зернышка.

Основатели Garden Escape Шарплз ( слева ) и Мартин вырастили свою корпоративную экстрасеть из малого зернышка

 

Многие из приложений, имеющихся на страницах общедоступного Web-узла компании Garden Escape (www.garden. com), такие, например, как форма заказа, связаны непосредственно с ее корпоративными сетями, что открывает 25 сотрудникам и 35 партнерам-поставщикам компании доступ к обширной базе данных о товарах и покупателях.

 

Основатели Garden Escape, компании, зарегистрированной полтора года назад в Остине (шт. Техас), решили провести разработку необходимого ПО с нуля, поскольку никакие готовые продукты для ведения электронной коммерции между предприятиями и электронной розничной торговли не соответствовали уникальным требованиям магазина для садоводов и огородников. Garden Escape получает товар от мелких поставщиков, использующих в своем производстве самые простые технологии. Отрасль, производящая товары для садоводов-любителей, вообще очень раздроблена, и такие деловые процессы, как, например, управление товарной массой, оказываются под сильным влиянием сезонных факторов и случайностей, вроде неожиданного неурожая. Кроме того, Шарплз, президент Garden Escape, и Мартин, главный технический директор, хотели тесно связать Web-приложения, исполняющиеся на машине клиента, с приложениями, исполняющимися в сети Garden Escape, чтобы служащие компании имели возможность легко управлять процессами, происходящими в них.

 

“Начиная свой проект, мы не были обременены грузом унаследованных систем, так что могли в полной мере учитывать информационные потребности агента по работе с клиентами”,  -  говорит Шарплз.

 

По мнению экспертов в области электронной коммерции, интеграция приложений, предназначенных для обеспечения взаимодействия между предприятиями на основе объединяющей их экстрасети, с приложениями, реализующими электронные витрины магазинов в World Wide Web, не такое уж простое дело, особенно для компаний, пользующихся готовым ПО. Основная сложность состоит в недостаточной гибкости такого ПО электронной коммерции для реализации сложных моделей ведения бизнеса. Например, функция сопровождения заказа требует ввода релевантных данных с соблюдением определенного формата, и если структуры таких данных не определены во всех используемых компанией Web-приложениях совершенно одинаковым образом, то придется разрабатывать собственные программы преобразования.

 

По словам Мартина, перед Garden Escape стояла и эта проблема, поскольку информация о предлагаемых фирмой продуктах была слишком уникальна по своим характеристикам, чтобы с ней могли справиться готовые программы. Ему пришлось столкнуться с тем, что большинство программ электронной торговли предполагает учет лишь нескольких стандартных атрибутов товара, таких, например, как размер и цвет. Но для характеристики растений, которыми торгует Garden Escape, необходимо иметь 94 атрибута, включая сорт, сезоны посадки и сбора урожая, светолюбивость или теневыносливость, требования к режиму полива и т. д.

 

Учитывая эти обстоятельства, руководство Garden Escape решило, что рациональнее всего будет разработать необходимые приложения самостоятельно, без использования продуктов сторонних производителей. “Проблема с настраиваемыми программами, которые предлагают некоторые разработчики, состоит в том, что примерно каждые шесть месяцев их ассортимент полностью меняется”,  -  сетует Мартин. Хотя затраты времени на настройку такого продукта могут составить всего лишь три дня против пяти дней при самостоятельном создании необходимого приложения, это преимущество не дает особого выигрыша, поскольку в полученное в результате настройки ПО все равно приходится вносить более или менее серьезные изменения каждые несколько месяцев.

 

Мартин решил еще дальше пройти по пути создания собственных разработок: он создал свой язык программирования SAGE (Software Architecture for Garden Escape  -  архитектура программного обеспечения для Garden Escape). Это язык высшего уровня, предназначенный специально для построения интерактивных Web-узлов, предоставляющих доступ к БД и использующих такие распространенные Web-технологии, как HTML, Java, CGI и др.

 

В отличие от языков типа Perl или Gold Fusion, SAGE не требует применения интерпретатора для исполнения написанных на нем программ. Вместо этого код один раз транслируется на язык Cи и компилируется в исполняемые модули. В результате получаются динамические Web-страницы, которые генерируются значительно быстрее, чем в системах, основанных на интерпретации.

 

Для большинства компаний подобный объем собственных разработок был бы слишком большой роскошью. В конце концов, этот подход имеет и свои недостатки. “Вы уязвимы на все 100%,  -  говорит Крис Стивенс, аналитик из фирмы Aberdeen Group (Бостон, шт. Массачусетс), специализирующийся на вопросах электронной коммерции.  -  Каждая ошибка видна как на ладони, и каждая функция должна быть реализована в точности, как требует заказчик”.

 

Но поскольку Сеть является для Garden Escape основным местом ведения бизнеса, преимущества, полученные от применения SAGE, вполне оправдали затраты на его создание. Как уверяет Мартин, этот язык не только повышает скорость работы и производительность используемых Garden Escape Web-приложений, но и обеспечивает легкую интеграцию с БД, повторное использование программного кода и сокращенный цикл разработки. Кроме того, применение SAGE делает возможным сохранение информации о текущем состоянии программы между сеансами работы без использования технологии cookie  -  важность этого достижения состоит в том, что многие пользователи Web удаляют с машин cookie-файлы, считая, что они нарушают их права на защиту личной информации.

 

Сегодня программное оснащение Garden Escape состоит из 102 Web-аплетов и 138 SAGE-программ, большая часть которых служит дополнением к базе данных о более чем 10 тыс. продуктов. “Самым больным вопросом было управление товарными запасами”,  -  говорит Мартин, чья команда разработчиков завершила создание соответствующего программного модуля в октябре прошлого года. Используя модуль, который вошел в состав приложения Supplier Workstation, развернутого в экстрасети Garden Escape, поставщики товаров могут самостоятельно вносить информацию в БД продуктов Garden Escape, чтобы компания знала, какими запасами они располагают. В соответствии с принятой Garden Escape интегрированной моделью ведения бизнеса модуль управления товарными запасами использует тот же массив данных, что и ряд других Web-приложений. Например, программа приема заказов, работающая на общедоступном Web-узле Garden Escape, получает информацию о наличии товара у поставщиков из той же самой БД. Приняв заказ от клиента, программа автоматически помечает товар в базе данных как проданный.

 

В некоторых других случаях поставщики и служащие компании, хотя и пользуются одними и теми же приложением и источником данных, но работают с ним через различные фильтры. Например, программа обработки информации о покупателях имеет дело с отзывами клиентов, их заказами, номерами кредитных карточек и почтовыми адресами. Поставщики могут просматривать информацию о заказах и отзывы, но, поскольку вопросы оплаты не находятся в их ведении, доступ к номерам кредитных карточек им закрыт.

 

Еще в одном приложении та же самая БД используется для распечатки накладных, которые необходимы поставщикам для отгрузки товара покупателю. Одного нажатия на кнопку мыши достаточно, чтобы накладная была сформирована на сервере Garden Escape и передана на компьютер поставщика для распечатки на его принтере.

 

Но не все работает так гладко. Поскольку большинство поставщиков не имеют развитой информационно-технологической инфраструктуры, им нередко приходится входить в Supplier Workstation для внесения в ручном режиме информации о наличии товара. А участие человека означает возможность ошибок. Недавно были приняты заказы на продукцию одного из поставщиков, у которого к тому времени сезон уже закончился. Он просто забыл обновить информацию в соответствующем модуле, поэтому система Garden Escape считала, что продукт имеется в наличии, тогда как на самом деле это уже было не так.

 

Шарплз и Мартин оказывают своим партнерам всевозможное содействие в совершенствовании их технической базы, чтобы как можно шире внедрять автоматизацию в производственные процессы. Так, сейчас разработчики фактически переписывают систему управления товарными запасами одного из поставщиков, чтобы обеспечить ее интеграцию с соответствующим модулем Web-системы Garden Escape. А тех поставщиков, у кого вообще нет вычислительной техники, Шарплз бесплатно обеспечивает сетевыми компьютерами и оплачивает их счета за доступ в Internet.

 

Немногие компании так тщательно ухаживают за своими экстрасетями. Но Шарплз и Мартин считают, что без этого их было бы нельзя назвать хорошими садовниками.            

 

            Эрин Коллуэй

    

    

Краткое резюме

 

Компания: Garden Escape.

 

Расположение центрального офиса: Остин, шт. Техас.

 

Требования к системе: В садоводстве традиционно используются технологии, относимые к категории “низких”. В этой отрасли отсутствуют стандарты ведения бизнеса, и она зависит от многочисленных специфических обстоятельств, таких, как сезоны вегетации, климатические зоны и жизненные циклы растений. Построение экстрасети Garden Escape означало создание безукоризненно отлаженной цепи снабжения с интегрированной Web-системой оформления заказов, которая учитывает все особенности индустрии садоводства и не обманывает надежд клиентов на быстрое обслуживание.

 

Решение: Готовое к использованию универсальное ПО систем электронной торговли не подходит для данной узкоспециализированной рыночной ниши. Все Web-приложения, применяемые в Garden Escape для организации работы внутри фирмы, взаимодействия с поставщиками и обслуживания клиентов, разработаны самостоятельно с использованием фирменного языка программирования SAGE.

 

Перспектива: “Специализированное мультивещание”  -  персонализация информации с учетом привычек покупателей и производственных потребностей поставщиков. Кроме того, в планах компании  -  развернуть программу обучения поставщиков работе с многочисленными Web-приложениями Garden Escape.

 

Инструмент

 

Основные элементы: Экстрасеть и Web-узел Garden Escape построены на основе программного ядра, включающего в себя СУБД Oracle 7.3, брандмауэр PIX фирмы Cisco Systems и серверное ПО Enterprise 2.1 корпорации Netscape Communications, работающие на компьютере Origin 2000 производства фирмы Silicon Graphics.

Версия для печати