ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД

Эти уничижительные для AOL заметки я начну следующим предупреждением: некогда я работал на конкурирующую компанию. Однако не торопитесь упрекать меня в предвзятости: я был там обычным наемным работником и отчаянно надеялся, что та фирма, которая именуется теперь AOL, добьется успеха и предложит мне хорошую должность.

Компания, где я работал, называлась The Source и была своего рода “кадиллаком” среди онлайновых пионеров. По иронии судьбы именно в ней начинал свою карьеру нынешний глава AOL Стив Кейз. Он был тогда рядовым нердом, только что окончившим университет и искавшим, с кем бы просто поболтать. Затем Кейз создал свою собственную фирму Quantum Computer Services, как две капли воды похожую на The Source и предлагавшую наихудший онлайновый сервис.

Как вы уже догадались, Quantum теперь называется AOL и является одной из крупнейших компаний в мире. AOL подмяла под себя CompuServe, которая несколько ранее приобрела The Source, чтобы захватить ее пользовательскую базу, а саму ее уничтожить. А теперь мусорообрабатывающая промышленность в США с трудом справляется c утилизацией огромного количества неиспользованных компакт-дисков с ПО AOL. Другими словами, AOL сегодня - совсем не та компания, какой была шесть лет назад, когда она не могла справиться с проблемой перегрузки своих модемных пулов на 2400 бит/с.

Давайте посмотрим, какое влияние “большой AOL” оказывает на корпоративные ИТ. Перво-наперво выбросите из головы мысль, что AOL - технологическая компания. Она таковой не является. AOL - это маркетинго-“брендинговое” образование, владеющее большими объемами контента и огромным механизмом его распространения.

Те программисты AOL, которых я знаю, целыми днями бьют баклуши, подсчитывая объемы своих опционов. От этой деятельности их тошнит, но родные и близкие убедили их взяться за нее по финансовым соображениям. Главная проблема, стоящая перед AOL, - это как исхитриться втиснуть на экран побольше рекламных сообщений, прежде чем допустить пользователя к чтению электронной почты.

AOL уже сделала Internet похожим на Таймс-сквер. Мне это неприятно. Я не тот, кто пожертвует священным правом не видеть рекламы ради бесплатного широкополосного DSL-доступа.

Не могу поверить, что создатели Internet мечтали о чем-то подобном. Первоначально Сеть разрабатывалась, чтобы связать воедино академические институты, упростить обмен знаниями и компьютерными ресурсами. Новый же Internet - это магнит для спэма. Тот факт, что AOL’у - величайшему распространителю мусора на планете, теперь принадлежит один из самых значительных американских производителей контента и крупнейшие каналы распространения информации, однозначно говорит о кончине первоначальной идеи Internet.

Питер Коффи, редактор PC Week по технологиям, сказал как-то, что Internet подобен хайвею, по которому движутся и 18-колесные трейлеры, и маленькие компьютерные машины.

Однако AOL имеет возможность парализовать этот хайвей, добавив лишний трафик и не расширяя при этом необходимую инфраструктуру. В итоге Internet станет похож на кольцевую дорогу в Вашингтоне: бесконечный круг медленно ползущих автомобилей, попадающих в чудовищные аварии. Иными словами, если ничего не изменится, вести Internet-бизнес окажется весьма непросто.

Свои комментарии присылайте по адресу: john_taschek@zd.com.

Версия для печати