Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

ТЕМА НЕДЕЛИ

Создатели узла оптовой электронной торговли e-Steel уже на первой его странице пытаются демонстрировать свою беспристрастность. Первым делом они сообщают посетителю, что услугами сервера в 69 странах мира пользуется 1618 фирм, среди них 91 сталелитейная компания, 348 центров обслуживания и 433 предприятия-производителя. Главная идея в том, чтобы доказать: здесь не оказывают предпочтения какой-либо определенной торговой марке - кроме своей собственной, конечно же.

На эмбриональной стадии развития, переживаемой сейчас электронной торговли между фирмами, наиболее эффективной бизнес-моделью выглядит беспристрастный обмен информацией о продукции. Хотите создать виртуальную биржу? Просто выберите область обслуживания - будь то химические препараты, продукты питания, сталь или электроника - и предложите производителям использовать ваш узел для поиска новых потребителей и налаживания взаимоотношений.

Никто не имеет никаких привилегий. Узел оптовой торговли очень похож на огромный базар, не ограниченный ни масштабами, ни расстоянием, ни временем. Впрочем, здесь предлагается гораздо больше услуг с добавленной стоимостью, из-за которых покупатели и продавцы вынуждены тратить массу времени и денег.

Но столь идиллической эта картина кажется лишь на первый взгляд. В действительности же электронную торговлю между компаниями можно сравнить с блуждающим минным полем - каких только конфликтов не возникает на нем! Когда известный производитель организует в Сети еще один “нейтральный” узел оптовой торговли, невольно задумываешься о его истинных мотивах. Возьмем, к примеру, сайт Novopoint.com, специализирующийся на оптовой торговле продовольственными товарами. Этот Web-узел создан сельскохозяйственным гигантом Cargill совместно с фирмой Ariba, предлагающей средства электронной коммерции между компаниями и размещающей на своих серверах узлы такого профиля.

Но возникает вопрос: не отдает ли Cargill предпочтение собственной продукции в ущерб товарам конкурентов? Ни в коем случае, утверждают создатели Novopoint. Более того, они приглашают всех желающих, включая, вероятно, и соперников Cargill, внести свой вклад в развитие бизнеса этого Web-узла.

И все же Cargill и другие подобные ей компании порой напоминают слона в посудной лавке. Соблюдать полный нейтралитет им трудновато. Они просто не могут спокойно наблюдать, как их продукция расходится через электронные биржи, принадлежащие нейтральным сторонним организациям. Кто, в конце концов, главный ее хозяин?

Что ж, если Novopoint сможет сохранить истинный нейтралитет и привлечь других гигантов сельского хозяйства, предоставив им равные права, - значит, Cargill выбрала верный путь. А примеры для подражания уже есть. Скажем, Web-узел e-Steel, действующий при энергичной поддержке производителей стали, сделал своими инвесторами сразу две крупнейшие сталелитейные компании - американскую U.S. Steel Group и канадскую Dofasco. Или возьмем сервер MetalSite, развернутый два года назад фирмой Werton Steel. Сейчас ему оказывают финансовую поддержку такие известные производители, как Bethlehem Steel, LTV и Ryerson Tull, активно участвующие в его работе.

Это и есть оптимальный вариант сетевой оптовой торговли: несколько виртуальных товарных бирж, поддерживаемых отраслевыми группами производителей конкретных товаров и поставщиками соответствующих услуг. Объединенный проект фирм Ariba и Cargill, скажем, вполне может подтолкнуть таких гигантов пищевой промышленности, как General Foods, к созданию конкурирующих биржевых серверов.

Однако подобное развитие событий способно подавить истинно независимые узлы оптовой торговли наподобие Inc2inc Technologies. По-моему, именно поэтому Ariba оказалась в значительно более сложном положении, чем ее компаньон Cargill. Стремление оставаться производителем систем для нейтральных сетевых бирж и при этом самостоятельно заниматься таким бизнесом напоминает погоню за двумя зайцами.

Понятно, почему Inc2inc опасается союза Ariba с Cargill. Если эта фирма и извлекла какой-либо урок из случившегося, то его можно выразить так: знай своего партнера. Конечно, предсказать будущее трудно, но стоит хотя бы поинтересоваться, не намерен ли ваш партнер удариться в тот же бизнес, которым занимаетесь вы.

Novopoint угрожает даже традиционным каналам сбыта самой Cargill, но с этим придется смириться. Интернет, идущий на смену привычным системам, отличается высочайшей динамичностью, и большинству из нас, хотим мы того или не хотим, следует это учитывать.

Столь глобальные изменения, безусловно, не обойдутся без жертв. Ими, скорее всего, станут новички и небольшие компании с не слишком обширной клиентурой. Inc2inc едва ли одержит победу над Cargill, однако этот узел уже действует, тогда как биржа Cargill-Ariba существует пока лишь на бумаге.

Надо признать: сетевые биржи закручивают тугой узел новых и весьма противоречивых отношений, и на вопрос о том, кому должны принадлежать такие Web-узлы, ответа пока нет. Известная ситуация во время Крымской войны, когда британские оружейники поставляли пули для русской армии, кажется сегодня не столь уж невероятной.

Остается только надеяться на какие-то фундаментальные сдвиги в этой области. Может быть, даже потребуется строгий контроль за сохранением такой торговли в руках производителей материальных ценностей.

А что делает ваша компания, чтобы разрешить конфликты сетевой оптовой торговли? Пишите мне по адресу: john_dodge@zd.com.

Версия для печати