Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Электронные биржи выходят за рамки обычных транзакций

В начале нынешнего года Майкл Кьюбат, директор по снабжению компании Vail Resorts, туроператора горнолыжных курортов, понял, что настала пора перевести значительную часть корпоративных закупок на торговые Интернет-площадки (ТИП). Однако он не желал кардинально перестраивать сложившуюся систему закупок ради манящих огней онлайновой торговли. Решение этой дилемы состояло в добавлении новых компонентов, обеспечивающих тесную интеграцию этой системы с электронной биржей, а через нее - и с системами поставщиков. “Нам вовсе не улыбалась перспектива вновь изобретать колесо и налаживать процесс закупок с самого начала”, - признается Кьюбат.

В качестве партнера была выбрана фирма Networld Exchange, организовавшая биржу для гостиничного бизнеса. В ее пользу говорило то, что она предлагала собственные интерфейсы к “коробочным” онлайновым системам закупок, которые использовались в Vail. И вот начиная с марта VailResorts приобретает продукты и другие припасы на Networld, а так как она управляет девятью десятками ресторанов и рядом курортов, то объемы закупок через биржу весьма велики: от 10 до 15 млн. долл. ежегодно. Но главное - ее сотрудникам не нужно больше отправлять факсы поставщикам или дублировать ввод заказов в свою систему управления закупками, так как теперь все эти операции интегрированы.

Что ж, Кьюбит попал в число счастливчиков. Сегодня лишь немногие ТИП предлагают инструментарий, услуги и интерфейсы, необходимые для налаживания тесного взаимодействия с системами клиентов. По оценкам фирмы AMR Research (Бостон, шт. Массачусетс), сейчас существует более 600 электронных бирж, но только 20 из них (по состоянию на май нынешнего года) помогают потребителю наладить такую интеграцию.

Впрочем, ситуация меняется к лучшему. Летом о своем намерении предоставить клиентам инструментарий и услуги интеграции объявили владельцы многих ТИП. Однако, как предупреждают эксперты, потенциальному пользователю нужно крайне осторожно подходить к выбору такого партнера и очень внимательно ознакомиться с возможностями интеграции, которые он предлагает. Во-первых, необходимо убедиться, что такая интеграция достигается за счет применения не частных интерфейсов прикладного программирования, а языка XML (Extensible Markup Language - расширяемый язык разметки) и других открытых технологий. Во-вторых, стоит поинтересоваться, в какую сумму обойдется использование инструментария и услуг интеграции. И наконец, эксперты советуют перспективным пользователям еще до начала всех этих работ обеспечить интеграцию приложений внутри своей собственной компании.

Никаких тайн

Причины, по которым компаниям наподобие Vail Resort, производящим закупки и другие коммерческие операции типа бизнес - бизнес в онлайновом режиме, хотелось бы теснее интегрировать свои корпоративные системы с серверными системами электронных бирж, вполне очевидны. Если взаимодействие между покупателями и поставщиками не налажено, биржа создаст не меньше проблем, чем поможет решить. Покупателям в этом случае придется вручную вводить заказы в систему, самостоятельно обновлять информацию о товарах и ценах. Устранение подобных проблем за счет интеграции, как уверены эксперты, дает ТИП шанс повысить свою привлекательность в глазах клиентов.

“Ценность биржи не только в том, что здесь могут встретиться незнакомые продавцы и покупатели, - уверен Кимберли Кникле, аналитик фирмы AMR. - В идеале такие структуры позволят компаниям оказаться вовлеченными в производственную цепочку”.

Создание интегрированного электронного рынка

Для интеграции электронных бирж с системами покупателей и поставщиков все чаще используется инструментарий EAI (Enterprise Application Integration - интеграция корпоративных приложений), а также программные средства интеграции электронного бизнеса. Оба эти компонента преобразуют данные, которыми обмениваются несовместимые системы, и переводят их из одного формата в другой. Приведенная выше схема демонстрирует, каким образом покупатели и поставщики могут применять уже развернутые системы и налаженные процессы материально-технического обеспечения для получения предложений на поставку и для заказа товаров на электронном рынке.

Источник: сообщения eWeek.

Кроме уже знакомой нам фирмы Networld Exchange услуги по интеграции начинают оказывать и другие биржи, включая фирмы Commerx, Go Co-op, Neoforma.com и TPN Register. Чаще все они используют для этого ПО, предназначенное для организации взаимодействия между различными компаниями и способное преобразовывать данные между различными форматами, в том числе EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными) и XML.

Такие программные пакеты выпускаются фирмами webMethods, Extricity и IPNet Solutions. С электронными биржами сотрудничают и производители традиционных средств интеграции корпоративных приложений (EAI - enterprise application integration). В частности, свои продукты доработали корпорация Software Technologies и фирма Vitria Technology, обеспечив тем самым интеграцию приложений не только в рамках одного предприятия, но и между различными компаниями.

Сегодня владельцы ТИП все чаще развертывают у себя подобное связующее ПО и помогают клиентам интегрировать свои приложения. Правда, иногда за это приходится платить.

Быстрее факса

Встречаются и такие ТИП, где вместо связующего ПО клиентам предлагаются интерфейсы прикладного программирования, помогающие интегрировать с серверными системами биржи те или иные приложения. Networld Exchange, например, разработала специальный адаптер для интеграции своей ТИП с ПО управления ресурсами, производимым фирмой Stratton Warren Software. Это стало одной из причин, по которым Vail Resorts выбрала именно эту биржу, - она, как и многие другие владельцы гостиниц и ресторанов, давно уже пользуется продукцией Stratton Warren.

С помощью такого адаптера покупатель из Vail Resorts может, к примеру, заказать через систему Stratton Warren японские грибы шитаке и направить свою заявку на электронный рынок Networld Exchange. Оттуда заказ пересылается либо заранее указанному поставщику, либо тому, у кого может быть нужный товар, через ТИП на адрес Vail Resorts. Таким образом, заказчик получает ответ на свою заявку уже через 10 минут вместо 5 часов, как это было раньше. А ведь повару ресторана очень важно знать, может ли он рассчитывать на оригинальные ингредиенты изысканной закуски или ему придется в последний момент заменять их чем-нибудь похожим.

“Факсимильная связь статична, работает в одну сторону и подвержена ошибкам, - считает Кьюбат из Vail Resorts. - С ее помощью трудно своевременно узнать о возможности поставок или найти замену недоступным продуктам”.

Однако, как предостерегают эксперты, услуги наподобие тех, что предлагает Networld Exchange, также не свободны от недостатков. Если интеграция проведена с помощью частных средств, то клиенту будет очень трудно переключиться на другую ТИП или обратиться к услугам нескольких бирж.

Чтобы избежать такой опасности, компании могут установить связующее ПО на своем сервере, а затем воспользоваться им для интеграции со связующим ПО на ТИП. Такой подход, как утверждает Холлис Бишофф, вице-президент фирмы Meta Group (Берлингейм, шт. Калифорния) по стратегиям электронного бизнеса, значительно повышает гибкость работы, позволяя подключаться к различным виртуальным биржам без развертывания дополнительного ПО интеграции для каждой из них.

Чем гибче, тем лучше

Именно по этому пути пошли компания Geon (Эйвон-Лейк, шт. Огайо), производящая изделия из пластмассы, и фирма Staples.com (Фреймингхем, шт. Массачусетс), подразделение фирмы Staples.

Geon развернула у себя инструментарий webMethods, позволивший ей интегрировать свои системы с системами партнеров по цепочечным поставкам. Когда это было сделано, начался следующий этап - выход на ТИП фирмы ChemConnect (Сан-Франциско, шт. Калифорния). Главную задачу пилотного проекта, реализуемого сейчас, директор по электронному бизнесу Geon Дэйвид Ханикатт видит в том, чтобы с помощью средств webMethods связать свою систему планирования ресурсов предприятия SAP R/3 с системами виртуальной товарной биржи.

После того как технологическая платформа была развернута, Geon смогла сконцентрировать свои усилия на разработке бизнес-правил, а также процессов обмена информацией и проведения транзакций с ChemConnect, часть акций которой принадлежит Geon. По словам Ханикотта, этот этап потребует до 80% общих трудозатрат, а сам процесс интеграции займет около двух месяцев. В результате он надеется обеспечить тесную связь с несколькими электронными биржами, что особенно важно для проведения точечных (spot) продаж.

“Нам нужно контролировать имеющиеся запасы в реальном времени, - говорит Ханикотт. - Электронный рынок должен обеспечивать нам те же возможности, какие предлагает наша служба поддержки клиентов”.

Такой же подход избрала и фирма Staples.com, начавшая разрабатывать свою стратегию интеграции в ноябре 1999 г. Были поставлены две задачи: обеспечить связь корпоративных клиентов с узлом поставок канцелярских товаров StaplesLink.com и наладить доступ к этому серверу с других ТИП.

Для связи StaplesLink.com с распространенными системами управления поставками (наподобие ORMS фирмы Ariba и BuySite фирмы Commerce One) было решено использовать инструментарий webMethods. Теперь, как говорит вице-президент Staples.com по электронной коммерции Энн-Мари Кин, начался долгий процесс поиска электронных рынков, которые могут обеспечить тесную интеграцию с помощью продуктов webMethods. Только в мае она встретилась с представителями 10 владельцев виртуальных товарных бирж, и еще два десятка таких операторов стоит в очереди на знакомство. Предпринятые усилия уже принесли первые плоды, и в конце июня фирме удалось интегрироваться с первой ТИП.

“Мы сознательно выбрали именно этот продукт, потому что хотим организовать бизнес с потребителем так, как удобно ему”, - поясняет Кин.

Во что это обходится

Изучая преимущества, приносимые интеграцией с ТИП, стоит поинтересоваться и ее ценой. Хотя большинство виртуальных товарных бирж уже изложили свои планы интеграции, многие из них пока не могут сказать, во что она обойдется потребителю. Ожидается, правда, что цена на такие услуги должна по меньшей мере компенсировать затраты на помощь клиентам.

О ценовой модели фирмы Commerx (Чикаго, шт. Иллинойс), которой принадлежат электронные биржи Commerx PlasticNet и Commerx Metals, рассказал ее исполнительный вице-президент и сооснователь Ник Стойка. Наряду с предоплатой услуг по гибкому тарифу здесь предусмотрены также фиксированные комиссионные за каждую транзакцию, выплачиваемые поставщиком, и единый месячный тариф для покупателей.

Фирма Go Co-op (Орландо, шт. Флорида) избрала для своей ТИП для снабжения гостиниц Hotel Co-op другую ценовую модель. По словам председателя ее совета директоров и исполнительного директора Кристофера Когана, покупателям предлагается ступенчатая система оплаты. Тем из них, кто намерен тратить здесь от 200 млн. долл. и больше, услуги интеграции оказываются бесплатно. Правда, данное условие распространяется только на основные системы планирования ресурсов предприятия, для которых на биржах Co-op имеются интерфейсы. На данный момент Go Co-op разработала такие средства интеграции для продуктов SAP, а к концу года обеспечит также поддержку пакетов PeopleSoft и Oracle. Некоторые операторы виртуальных товарных бирж, включая Commerx, не намерены брать плату за интеграцию с клиентов, уже развернувших соответствующее связующее ПО на своих серверах.

Игра стоит свеч

В части компаний уже сумели в полной мере оценить важность интеграции разнородных систем с ТИП. Взять хотя бы фирму Novation (Ирвинг, шт. Техас), которая занимается снабжением фирмы VHA (Ирвинг, шт. Техас) и консорциума медицинских факультетов университетов University Health System Consortium (Оук-Брук, шт. Иллинойс). В ведении этих организаций находится 1,5 тыс. больниц, около 9 тыс. медицинских офисов и частных лечебниц, разбросанных по всей территории США. Novation пришлось столкнуться с серьезной проблемой: входящие в нее компании использовали множество самых разнообразных систем управления ресурсами предприятия и управления закупками. Это заставило ее заключить в марте контракт с фирмой Neoforma.com, владеющей электронной биржей медицинских товаров.

По условиям соглашения, Neoforma.com становится на ближайшие 10 лет основной торговой площадкой для Novation и обязуется провести интеграцию серверных систем больниц и медицинских центров своего партнера, пожелавших присоединиться к совместной программе. Услуги по интеграции, оказываемые фирмой Neoforma.com, базируются на связующем ПО фирмы CrossWorlds Software и корпорации Software Technologies.

Впоследствии те члены Novation, которые воспользуются интеграционными услугами Neoform.com, смогут применять размещенный на ее узле инструментарий для анализа своих покупок. В перспективе же, как рассказал Джон Беркс, старший вице-президент Novation по маркетингу, развитию нового бизнеса и информационным технологиям, качество обслуживания планируется вывести на еще более высокий уровень. После подключения к виртуальной бирже биллинговых систем пациентов, как ожидается, можно будет заказывать медицинские материалы и лекарственные препараты в строгом соответствии с их потребностями.

И Беркс готов побиться об заклад: когда организации, входящие в Novation, начнут получать подобную информацию, они в полной мере оценят все преимущества интеграции в торговле между компаниями.        

Электронные рынки переплетаются, их возможности растут

Интеграция электронных рынков с покупателями и продавцами - процесс бесконечный. Со временем как считают эксперты, начнется интеграция самих виртуальных товарных бирж, которые смогут после этого предложить более полный ассортимент продуктов и услуг.

От такого развития событий выиграют в первую очередь пользователи. Тем из них, кто сделает правильный выбор, будет достаточно единожды пройти через сложный процесс интеграции, чтобы получить доступ к покупателям и продавцам на множестве ТИП.

“Как только закончится интеграция крупнейших виртуальных бирж, клиенты любой из них сразу же получат беспрепятственный доступ ко всем товарам и услугам, которые предлагаются здесь и там”, - предсказывает Дэн Миклович, аналитик фирмы Gartner Group (Сиэтл, шт. Вашингтон).

Ни одна виртуальная биржа не в силах предложить своим клиентам всё; каждая ТИП, как правило, специализируется на какой-то одной вертикальной отрасли или на одном виде товаров. Сегодня их операторы делают все возможное, чтобы масса покупателей и продавцов достигла критической. С этой целью они предлагают на своих узлах самые разнообразные услуги, включая материально-техническое снабжение, оценку кредитов и обработку платежей. Все подчинено одной цели: сделать ТИП прибыльными. Однако со временем каждый оператор начнет осваивать собственную нишу обслуживания клиентов, а для этого, считают эксперты, ему придется интегрировать свои системы с системами других виртуальных бирж. Такая интеграция должна носить не конкурентный, а взаимодополняющий характер.

Клиенты биржи металлов, например, смогут на ней же приобрести канцелярские принадлежности - для этого им будет достаточно щелкнуть на ссылке другой биржи. А связавшись с биржей электроники, они смогут купить и компьютерное оборудование.

Пока межбиржевая интеграция остается голубой мечтой, но ряд операторов электронных рынков уже проявляет интерес к этой идее. Ее реализация, уже стоит на повестке дня в чикагской фирме Commerx, владеющей виртуальными биржами Commerx PlasticsNet и Commerx Metals. Как заявил ее вице-президент и один из сооснователей Ник Стойка, фирме еще только предстоит установить партнерские отношения с другими подобными биржами, но работа над техническими аспектами такой интеграции начата.

“Наша концепция состоит в том, чтобы предоставить клиентам все необходимое, - говорит Стойка. - Для этого мы и намерены налаживать связь с другими виртуальными биржами и развивать их в той степени, в которой они отвечают интересам наших пользователей”.

Версия для печати