Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

     Предисловие редакции. Мы вступили в третье тысячелетие, первый век которого, вероятно, будет веком электронизации всего и вся. Поговаривают о вездесущих и невидимых компьютерах, “подсматривающих” и “присматривающих” за нами, управляющих всеми системами жизнеобеспечения человека и его творений. Первыми признаками этого феномена стало появление терминов, начинающихся на букву “э” (или, по-английски, “е”) и скрывающих в себе прилагательное “электронный”( -ая, -ое, -ые), например э-коммерция - из тех, что на слуху. Мы решили свести известные нам термины этого ряда в единый словарь, каковой и предлагаем вниманию читателей. Конечно, словарь далеко не полон, в него не вошли названия научных дисциплин, перекочевавших в Интернет, такие, как любимые мною термины e-biology или e-botani, так что шлите свои предложения по пополнению нашего “э-словаря”.

     э-Пройдаков

     “Э-э-э!” - сказали мы с Петром Иванычем.

     Н. В. Гоголь. Ревизор

e-advising - электронные консультации, совещания (“э-советование”). Примерами являются онлайновые взаимодействия по вопросам права, налогообложения, учреждения фирм и т. д. (см., например, www.dist-cons.ru/consulting/cons.html). Для реализации используются средства электронной почты, телефонная связь (call-center) либо системы электронных конференций, в том числе и Интернет-конференции. Не путать с э-консалтингом как разновидностью э-бизнеса.

e-auction - электронный аукцион (э-аукцион). Продажа различных товаров на аукционе в рамках электронного бизнеса (см. e-business), когда имеется один продавец и много покупателей. Заинтересованные в конкретном предложении клиенты переводят продавцу плату и получают нужный продукт в течение определенного времени.

e-book - электронная книга (э-книга). Примером является электронная книга Rocket EBOOK фирмы Nuvomedia. В памяти переносного компьютера объемом 16 Мб можно хранить около 45 книг карманного формата объемом в 400 страниц каждая или 18 000 страниц документов. Книга листается нажатием соответствующих кнопок. Текст можно читать на подсвечиваемом дисплее компьютера в течение срока работы батареи или аккумулятора.

e-business - электронный бизнес (э-бизнес). Под электронным бизнесом понимаются все формы электронной бизнес-деятельности. Примерами являются электронная коммерция или торговля (e-commerce или e-trade), в том числе использующая мобильные средства коммуникации (m-commerce), электронный консалтинг (e-consulting), электронное издательство (e-publishinghouse) и т. п.

e-cash - электронная наличность (э-наличность). Реализуется в виде смарт-карты, которая может быть электронным кошельком (e-purse) или электронным портмоне (e-porte-monnaie), хранящим электронное представление наличных денег (например, MONDEX). Смарт-карта содержит в себе всю информацию, необходимую для авторизации операций с наличностью в ней, и используется для мелких бытовых расчетов типа оплаты проезда в городском транспорте, покупки газет и др. (см. также e-shop, e-business, e-commerce).

e-catalog - электронный каталог (э-каталог). Содержит сведения о продуктах и услугах для клиентов или деловых партнеров. В большинстве случаев являет собой простое представление бумажного каталога. Допускает обмен дополнительной информацией между производителями и покупателями. Позволяет сокращать затраты на покупки и поставки в организациях (см. e-procurement). Электронный каталог, как правило, является составной частью электронной торговой системы (см. e-shop). Некоторые фирмы, предлагая каталог, не предоставляют возможности онлайнового взаимодействия с клиентами.

e-commerce - электронная коммерция (э-коммерция). Все формы торговли товарами и услугами посредством использования электронных средств, в том числе и Интернета. Электронная коммерция является частным случаем электронного бизнеса. См. также электронный консалтинг (e-consulting), электронное издательство (e-publishing house).

e-consulting - электронный консалтинг (э-консалтинг). Один из видов э-бизнеса. Примерами являются профессиональные консультации клиентов по электронной почте, предоставление справок от информационных служб, проведение различных опросов через Интернет и др.

e-culture - электронная культура (э-культура). Включает в себя сферу электронного бизнеса, направленную на культурные и развлекательные мероприятия, в том числе необходимые действия по стимулированию и мотивации их распространения, а также использование различных ноу-хау в этой сфере.

e-entertainment - электронные развлечения (э-развлечения). Все развлечения, получаемые электронным способом, начиная от электронных игр и кончая “видео-по-требованию”.

e-exchange - электронная биржа (э-биржа). Купля-продажа различных товаров на бирже в рамках электронного бизнеса (см. e-business), когда имеется много продавцов и много покупателей. Заинтересованный в конкретном предложении клиент, выиграв контракт, переводит продавцу плату и получает нужный продукт в течение определенного времени.

e-government - электронное правительство (э-правительство). Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг госорганов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и др.) электронными средствами, информирование теми же средствами граждан о работе госорганов. В России это понятие фактически сведено к электронной среде общения власти с гражданским обществом. На Западе, в первую очередь в США и Великобритании, оно рассматривается скорее как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом. Включает в себя свободу доступа граждан к государственной информации, перевод госорганов на безбумажное делопроизводство, установление для всех госорганов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, проводимый как парламентом, так и гражданами, введение в госорганах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисления им зарплаты, расчетов по командировкам и т. д.

e-intermediary - электронный посредник (э-посредник). Одна из форм электронного бизнеса, основной целью которой является перепродажа или посредничество, осуществляемые через электронные средства. Для потенциального покупателя электронный посредник полезен помощью в рациональном выборе из множества продуктов, номенклатуры услуг и поставщиков рынка, а для продавца - возможностью производить маркетинговый анализ рынка и покупательских потребностей.

e-learning - электронное обучение (э-обучение). Обучение с использованием электронных технологий, в первую очередь Интернета. Позволяет пройти курс дистанционного образования, предоставляя при этом возможность диалога с преподавателем и другими слушателями. Одним из наиболее распространенных средств электронного обучения являются видеоконференции на основе Интернета. Главное преимущество для граждан состоит в том, что они сами могут выбрать подходящий курс и пройти его, не отлучаясь из дома. При этом полностью сохраняется качество обучения, присущее традиционным формам.

e-mail - электронная почта (э-почта). Электронная почта является средством передачи информации между двумя или несколькими пользователями по корпоративной, коммерческой (AOL), муниципальной или глобальной (Интернет) сети. Главное преимущество электронной почты в сравнении с традиционной - в ее малой стоимости и высокой скорости.

e-mall - электронная торговая универсальная площадка (э-пассаж). Связана с электронной коммерцией и представляет собой совокупность нескольких электронных магазинов, управляемых различными продавцами и распространяющих различные продукты и услуги (так называемая горизонтальная рыночная площадка). Примером может служить площадка www.shopping24.de/.

e-market - электронный рынок (э-рынок). Представляет собой виртуальное рыночное пространство для ведения электронного бизнеса в области совершения сделок и продаж, предоставления сведений о товарах, продуктах и услугах, а также для поддержки взаимных коммуникаций между продавцами и покупателями. Частным случаем является электронная торговая универсальная площадка (см. e-mall). Существуют горизонтальные рыночные пространства для представления товаров и услуг массового спроса и вертикальные рыночные пространства, отражающие специфику отдельных отраслей экономики. См. также e-exchange.

e-marketing - электронный маркетинг (э-маркетинг). Ведение маркетинга на основе электронных технологий.

e-marketplace - то же, что e-market.

e-money - электронные деньги (э-деньги). Обобщенный термин, означающий безналичные денежные средства, манипуляция которыми осуществляется с помощью электронных средств.

e-payment - электронный платеж (э-платеж). Оплата покупок с помощью электронных средств. Существует множество систем, использование которых сопряжено с различными проблемами - в первую очередь, проблемами безопасности и сохранения конфиденциальности. Наиболее распространены такие системы, как домашний банк, электронная оплата билетов, оплата товаров в электронных магазинах и др. Электронные платежи являются необходимым элементом электронной коммерции.

e-procurement - электронное снабжение (э-снабжение). Охватывает все электронные формы покупки и поставки товаров в производственном цикле предприятия. Одним из основных элементов электронного снабжения являются электронные каталоги продуктов и услуг (см. e-catalog).

e-publishing house - электронное издательство (э-издательство). Охватывает все формы публикации и последующего распространения любых материалов с использованием электронных средств. Примерами средств распространения являются электронная почта, факс, электронные газеты, веб-сайты. В Интернете широкую известность получила технология публикации документов, руководств и т. д. в так называемом pdf-формате.

e-readiness - готовность к электронизации (э-готовность). Термин, введенный Всемирным банком для обозначения готовности информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, континента или всего земного шара к всеобщей электронизации народного хозяйства. Существует много методик оценки э-готовности (http://www.infodev.org/ereadiness/methodology.htm).

e-service - электронный сервис (э-сервис). Все виды услуг и сервиса, оказываемые с помощью электронных средств. Примерами могут служить: интерактивные банковские и финансовые услуги; услуги по страхованию; услуги по маркетингу и предоставлению сведений по продуктам и порядку их приобретения; услуги по поиску товаров, наиболее соответствующих потребностям клиентов, в том числе по ценовым характеристикам, и др.

e-shop - электронный магазин (э-магазин). Предоставляет возможность в онлайновом режиме (в основном через Интернет) и в рамках имеющегося ассортимента осуществлять покупку нужных товаров.

e-solutions - электронные решения (э-решения). Понятие охватывает широкий спектр действий по получению информации, ее обработке, поддержке взаимных коммуникаций и отображению процессов, связанных с принятием решений. Является необходимым элементом электронного бизнеса и электронной коммерции.

e-taxes - электронные налоги (э-налоги). Термин отражает возможность обработки и передачи в онлайновом режиме налоговых заявлений. Данная технология имеет большое значение в рамках деятельности электронного правительства (см. e-government).

e-tender - электронный тендер (э-тендер). Проведение в рамках электронного бизнеса тендера на покупку различных товаров и услуг (см. также e-business), когда имеется один покупатель и много продавцов. Заинтересованные в конкретном покупателе продавцы назначают свои цены, а покупатель выбирает лучшее с его точки зрения предложение, переводит продавцу плату и получает нужный продукт/услугу в течение определенного времени.

e-vote - электронное голосование (э-голосование). Охватывает различные формы голосования, начиная от изучения общественного мнения, референдумов и заканчивая политическими выборами, проводимыми через Интернет. Избиратель получает на соответствующем веб-сайте электронный бюллетень и голосует. Подлинность электронного бюллетеня гарантируется, например, посредством цифровой подписи или даже отпечатков пальцев. Важной проблемой является сохранение тайны голосования через Интернет. Кроме того, центры голосования должны предусматривать мероприятия по предотвращению различных манипуляций с электронными бюллетенями и отражению хакерских атак. Имеет особо важное значение в рамках деятельности электронного правительства (e-government).

e-zine - краткая форма термина “электронные журналы” (э-журнал). Охватывает те виды журнальных изданий, которые публикуют свои материалы не на бумаге, а на веб-сайтах в формате HTML или pdf и распространяются не через традиционные киоски, а через веб-сервер. Подобная технология находит все более широкое применение в мире. Примерами являются телеграфное агентство, публикующее Интернет-новости на немецком сайте www.intern.de, или русское издание на www.algo.ru, распространяющее новости рынков ИТ-технологий и связи России.

Версия для печати