Цель этой статьи - ответить на вопросы о том, что такое B2B, электронные торговые площадки, внутрикорпоративные системы (АСУ, ERP), и рассказать, как осуществляется интеграция ERP и B2B, сколько стоит B2B, как уменьшить расходы на создание таких систем и кому можно доверить их разработку и внедрение.

Дмитрий Гулько

Начнем собственно с определения B2B-систем, так как в это понятие зачастую вкладывается самый разный смысл. Системами электронной коммерции типа B2B ниже будут называться аппаратно-программные комплексы, позволяющие поддерживать бизнес-отношения между предприятиями. Прежде всего они призваны решить задачи сбыта и материально-технического снабжения (procurement). Условно эти комплексы делятся на следующие типы (хотя некоторые системы B2B могут обладать признаками принадлежности к нескольким категориям):

- Корпоративный сайт компании. Предназначен для общения данной фирмы с партнерами и контрагентами - поставщиками и потребителями, действующими и потенциальными инвесторами. Сайт, как правило, содержит информацию о компании, ее персонале, руководстве, а также каталоги продукции и описание услуг.

- Онлайновый магазин (online store). Может быть встроен в общекорпоративный сайт или существовать отдельно. С его помощью обеспечивается сбыт продукции предприятия. Такой Интернет-магазин позволяет покупателям непосредственно через Сеть размещать заказы на требуемую продукцию, заключать контракты, проводить платежи и осуществлять контроль за поставками.

- Служба закупок (buy site). Как и онлайновый магазин, она может быть встроена в общекорпоративный сайт или вынесена в отдельный. Служба закупок или снабжения, также называемая B2B procurement, позволяет предприятию осуществлять материальнотехническое снабжение (МТС) непосредственно со своего Интернет-сайта. Такая система предоставляет возможности публикации своей потребности в материально-технических ресурсах, поиска поставщиков и получения от них коммерческих предложений, организации тендеров, конкурсов и т. д.

- Информационные сайты и вертикальные порталы. Предоставляют информацию об индустриальной отрасли в целом и основных входящих в нее компаниях, обзор событий отрасли, ключевые индикаторы и параметры состояния рынка, сведения об отраслевых стандартах, электронные справочники и др. Эти Web-узлы могут включать и разделы для проведения электронных конференций и дискуссий, а также обладать функциями поддержки снабжения и сбыта.

- Брокерские сайты. Играют роль посредников между покупателем и продавцом. Их задача - получить через Интернет-сайт заказ от одного предприятия, а затем разместить его выполнение на другом.

- Электронные торговые площадки (ЭТП). Существуют как отдельные Интернет-системы (сайты) и предназначены для непосредственной организации онлайновой деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различных предприятий. На ЭТП создаются “рабочие места” для предоставления пользователям таких услуг, как создание и поддержка фирменных каталогов, поиск продавцов и покупателей, проведение тендеров, аукционов и других видов конкурсов в онлайновом режиме, подбор комплекса средств интерактивного онлайн-взаимодействия контрагентов, выполнение маркетингового и конъюнктурного анализа, предконтрактной и контрактной подготовки, проведение платежных операций и осуществление контроля за поставками. Торговая площадка может фактически выполнять все функции по обеспечению сбыта и снабжения. Таким образом, ее ГИП представляет собой автоматизированное рабочее место специалиста по сбыту или снабжению.

Интеграция АСУ (ERP) и

торговой площадки (marketplace)

Полный интегрированный комплекс решаемых задач.

Онлайн-взаимодействие между локальной и внешней зонами

На торговой площадке, как правило, существует процедура авторизации участников. Желающие стать пользователями данной ЭТП проходят регистрацию, позволяющую установить и ввести в систему необходимую информацию о предприятии пользователя. После этого пользователю предоставляется ключ (логин и пароль) для входа в систему, которая по этому ключу “опознает” данного пользователя и открывает ему доступ к ресурсам системы.

Торговая площадка представляет собой сложно организованную систему со своей инфраструктурой. Ее функционирование обеспечивают группа специалистов в данной предметной области, служба технической поддержки и другие сервисные подразделения. Чем-то ЭТП напоминает хорошо организованный торговый центр, где разные продавцы арендуют площади, а администрация обеспечивает рекламу, привлечение покупателей, а также условия и сервис для заключения сделок (купли-продажи). При этом администрация заинтересована в том, чтобы покупательский спрос был удовлетворен и по ассортименту, и по качеству. И чтобы продавцы не остались без покупателей.

За право работы на ЭТП обычно приходится платить. Причем на некоторых из них взимаются комиссионные - в размере нескольких процентов или долей процента от стоимости проводимых операций (транзакций). На других доступ оплачивается фиксированной суммой, не зависящей от проводимых операций. При этом плата за работу на торговой площадке несопоставимо ниже стоимости создания своего Интернет-магазина или своей электронной службы снабжения. Точно так же соотносятся плата за аренду площади в торговом центре и стоимость строительства и поддержания собственного магазина. Кроме того, в ряде случаев продажа товаров через большой торговый центр может оказаться гораздо более эффективной, нежели через свой отдельно стоящий магазин.

- Электронные биржи. По функциям они очень близки к торговым площадкам, однако, в отличие от последних, деятельность на такой бирже ведут не сами предприятия, а их агенты (брокеры).

- Интегрированные комплексы. Обеспечивают прямое взаимодействие внутрикорпоративных систем управления (АСУ, ERP) с внешней системой электронной коммерции B2B - торговой площадкой и являются наиболее законченным и привлекательным решением в области электронной коммерции B2B. Интегрированные комплексы позволяют полностью автоматизировать все функции МТС и поэтапно увязать в единую цепочку все звенья внутрикорпоративных бизнеспроцессов: анализ, планирование, бухгалтерию и финансы, учет материальных ценностей (склады), сбыт, снабжение, логистику.

Интеграция АСУ (ERP) и систем B2B

Автоматизированные системы управления (АСУ) предприятием, или, как их сейчас принято называть, системы планирования ресурсов предприятия (ERP, enterprise resource planning), берут свое начало в далеких 70-х. Назначение АСУ - обеспечить согласованное решение задач учета, контроля, планирования и управления производственными и финансовыми ресурсами предприятия. Стандартный состав задач АСУ, как правило, охватывает все сферы жизнедеятельности компании.

Интеграция АСУ (ERP) и внешней

B2B-системы (торговой площадки)  

Схема информационных взаимосвязей с поставщиками и потребителями

Решение задач снабжения и сбыта в таких классических АСУ в подавляющем большинстве случаев сводится к учетным функциям. Механизма непосредственного компьютерного взаимодействия с поставщиками и потребителями (точнее, с их системами управления ресурсами) такие системы не имеют. Эту брешь как раз и могут залатать системы электронной коммерции B2B, обеспечивающие электронный интерфейс между разными предприятиями - поставщиками и потребителями. Таким образом, интеграция АСУ с системами B2B - естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия. С другой стороны, становится совершенно очевидным, что создание и эксплуатация систем электронной коммерции (ЭК), прежде всего типа B2B, являются эффективными только в том случае, если эти системы интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы и соответственно встроены в систему планирования и управления ресурсами.

Поскольку электронная торговая площадка позволяет осуществлять прямое взаимодействие между субъектами рынка - поставщиками и потребителями, то она может стать элементом интеграции между АСУ этих субъектов. В этом случае отдельные корпоративные системы управления ресурсами становятся частью большого электронного рынка. При этом важно понимать, что информационная защищенность внутренней АСУ от вторжения из внешней зоны, безусловно, обеспечена рядом технических решений. Во-первых, эта система находится в зоне интранета, а торговая площадка - в Интернете; адресация ресурсов в этих зонах различается, и адреса внутренней интранет-зоны недоступны для проникновения из внешней Интернет-зоны. Во-вторых, существуют специальные системы защиты (прокси-серверы и брандмауэры).

Таким образом, в интегрированной системе ERP+B2B рабочее место специалиста по снабжению или сбыту оказывается подключенным как к внутренней зоне, в которой решаются локальные задачи управления ресурсами, так и к внешней - торговой площадке, через которую он связывается и взаимодействует с партнерами и контрагентами - поставщиками и потребителями.

Разработка промышленных систем электронной коммерции

С точки зрения методологии и технологии процесс разработки промышленных систем электронной коммерции состоит из тех же классических этапов, что и процесс внедрения любой системы АСУ. Команда разработчиков часто включает представителей нескольких специальностей: бизнес-аналитиков, экспертов-консультантов, постановщиков задачи, программистов, технических писателей, специалистов по отладке и тестированию программ, специалистов по внедрению и обучению персонала и т. п. Разработка начинается с обследования текущего состояния и методики работы служб снабжения и сбыта, а также системы управления ресурсами предприятия.

Этапы разработки проекта

Модель разрабатываемой системы электронной коммерции строится с учетом результатов обследования и анализа бизнес-процессов, а также рекомендаций экспертов и решений руководства компании. На основе этой модели создается документ - техническое задание на разработку. Хотя в ряде случаев, если для построения системы ЭК используется типовой программный пакет, вместо технического задания на разработку создается другой документ - протокол обследования с приложениями в виде таблиц вопросов-ответов, необходимых для настройки этого программного пакета.

На следующем этапе (если не используется готовый программный продукт для ЭК) происходят техническое проектирование, разработка, отладка и тестирование созданного комплекса программ. Следует отметить, что даже при разработке системы ЭК на базе готового программного продукта все равно, как правило, требуется некая совокупность настроечных операций, а иногда даже и программирование; при этом этапы отладки и тестирования являются неизбежными.

Обязательным требованием является наличие у разработчика рабочей и технической документации: руководства для специалиста (инженера) по поддержке и сопровождению системы, руководства для пользователей, инструкции оператора и т. д. Сюда же могут входить рекомендации по организации работы персонала, документообороту и формам документов. При внедрении системы обычно возникает необходимость дополнительного оснащения рабочих мест компьютерной техникой, сетевых настроек и переконфигураций, а также серверных настроек или установок. Если предприятие хорошо оснащено компьютерной техникой и во внутренней сети уже используются Интернет-протоколы и серверы, то потребности в дооснащении могут свестись к минимуму или даже к нулю. Весьма важным для последующего выживания системы является обеспечение ее сопровождения и технической поддержки, что может осуществляться как силами разработчика, так и самой компании - собственника системы электронной коммерции.

Таким образом, можно выделить две основные составляющие разработки: выбор (создание) программного средства для реализации проекта (ПО, software) и работы по настройке и внедрению системы (внедренческий консалтинг).

В качестве ПО могут быть использованы как готовые “пакетные” системы-оболочки (shell), так и требующие программирования авторские разработки. В качестве готовых решений следует упомянуть интегрированные системы ERP+B2B, скажем, компаний SAP (mySAP.com) или Oracle (Oracle Applications) и оболочки для электронной коммерции фирм Ariba, Commerce One, Intershop, JD Edwards и др.

Требующие же программирования системы могут разрабатываться на платформах Microsoft (SQL, ASP, VBS, IIS, серверы семейства .NET Enterprise Servers 2000 и т. п.) и UNIX (Java, PHP и др.).

Выбор того или иного программного средства (платформы), на котором будет реализовываться система, зависит от ряда факторов. Чаша весов при этом может склониться в пользу готовой оболочки, если она:

- успешно внедрялась в близких областях;

- позволяет адекватно воспроизводить текущие бизнес-процессы с учетом специфических особенностей;

- содержит средства развития и интеграции с другими системами и использует типовые стандартные форматы данных;

- адаптирована к местному законодательству и языку;

- не выходит по стоимости за рамки выделяемых бюджетных средств.

Плюс к этому необходимо наличие группы специалистов по ее внедрению.

Следует отметить, что денежная экономия не всегда является критерием при выборе средства реализации, так как, во-первых, стоимость разработки собственного ПО может быть как ниже, так и выше стоимости готового пакета, а во-вторых, при низком качестве выбранного средства или созданного собственного ПО вся система обречена на неудачу.

Хотелось бы отметить и тот факт, что размещение заказов на разработку и программирование в местных ИТ-компаниях создает квалифицированные рабочие места в области высоких технологий. Это весьма важный социально-экономический фактор, так как спрос на ИТ-специалистов на местном рынке повышает престижность профессии, способствует росту уровня научных разработок, стимулирует вузы к подготовке соответствующих специалистов и в конечном итоге к повышению социальной и научной культуры в обществе.

Создание и внедрение собственной системы ЭК - весьма дорогостоящая затея. Не каждое предприятие готово понести такие расходы. Важную роль здесь могли бы сыграть крупнейшие нефтегазовые компании и промышленные предприятия, став инициаторами и инвесторами по созданию рыночных систем электронной коммерции, приспособленных к функционированию с учетом местного законодательства, местных традиций и способов осуществления коммерческих операций. При этом следует иметь в виду, что прямые инвестиции не всегда являются эффективным способом развития проекта. Часто такой подход ведет к его “обюрокрачиванию”, подмене творческого отношения к делу формальным, и тогда конечным результатом может стать не действующая система, а совокупность отчетов о проделанной работе.

С точки зрения автора, гораздо лучше размещать заказы на разработку у наиболее продвинутых и перспективных отечественных ИТ-компаний, для которых качество и результативность разработок - неотъемлемая часть борьбы за выживание в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Крупнейшие отечественные компании и корпорации, инициируя и реализуя крупные проекты в области ERP и B2B, размещая заказы у российских компаний, способствуют созданию хорошо оплачиваемых рабочих мест и позволяют хотя бы частично сдержать отток высококвалифицированных кадров из страны.

Как уже было сказано выше, какой бы путь ни выбрала для себя фирма, развертывающая систему ЭК, ей придется воспользоваться консалтинговыми услугами, т. е. услугами по внедрению, связанными с изучением и структуризацией бизнес-процессов, заполнением системы конкретными пользовательскими данными и информацией, настройкой всего ПО на определенные схемы бизнес-процессов, доработкой под требования (спецификации) заказчика, внедрением системы на объектах заказчика и обучением персонала.

Независимо от выбора типа ПО функции внедренческого консалтинга, системного анализа и построения схем бизнес-процессов, настройки и наполнения системы являются уникальными для каждой крупной компании в той мере, в какой уникальны сами бизнес-процессы этой компании. Для осуществления такого рода деятельности необходимы высококвалифицированные (и высокооплачиваемые) специалисты в данной прикладной области и в смежных областях, обладающие помимо хорошего профессионального образования особыми навыками структурного мышления и системного анализа.

ERP+B2B: что “внутри”, а что “снаружи”?

Как уже говорилось, система ERP+B2B строится из блоков, расположенных по разные стороны брандмауэра. При этом внешний блок (часть, внешняя по отношению к корпоративной сети компании) может частично принадлежать другой фирме (как в случае с ЭТП). Поэтому возникает проблема распределения функций B2B-системы между этими двумя блоками.

Следует иметь в виду, что обычно во внешнем блоке используются типовые схемы и процедуры (например, проведение тендеров). В процессе развития системы они могут стать неадекватными текущему набору бизнес-процессов компании - ведь в системах электронной коммерции B2B, в частности на торговых площадках, появляются все новые функции. Так, становится возможным организовывать на ЭТП тендеры, аукционы и другие виды конкурсов, согласовывать и заключать через эти площадки договора (с помощью электронной цифровой подписи, ЭЦП), проводить оплаты поставщикам, отслеживать отгрузку и перемещения продукции и выполнять ряд других сервисных функций.

Поэтому компании, внедряющей систему ERP+B2B, следует определиться - допустимо ли использовать предлагаемые внешней системой B2B готовые разработки или необходимо создать (или доработать) свои собственные, в точности отражающие действующие в компании бизнес-процессы.

Основные составляющие проекта и соотношение затрат

Очевидно, что поскольку торговая площадка находится во внешней интернет-зоне, корпоративная информация, переданная в эту зону, может стать доступной извне, если не принять специальных мер безопасности. Одной из таких мер может быть перемещение ряда функций (например, функции подготовки тендера) во внутрикорпоративную интранет-зону. Однако это может привести к удорожанию проекта. Если же та или иная информация, передаваемая из внутрикорпоративной сети во внешнюю B2B-систему, не представляет коммерческой тайны или в рамках корпоративного организационного регламента ее передача во внешнюю зону не наносит ущерба информационной безопасности, то можно воспользоваться сервисом, предоставляемым внешней системой.

Таким образом, инициатор (заказчик) проекта по созданию интегрированной системы ЭК должен будет решить для себя вопрос, какие функции внешней системы B2B можно использовать без ущерба для текущих корпоративных схем бизнес-процессов и концепции информационной безопасности, а какие лучше переместить во внутрикорпоративную зону.

Преобладание заказных внутрикорпоративных блоков ведет к повышению адекватности проектируемой системы реально действующим внутрикорпоративным бизнес-процессам, не требуя их реинжиниринга, а также к большей информационной закрытости системы. В то же время это приводит к необходимости увеличения “заказной” части проекта и, как следствие, к его удорожанию.

Использование готовых типовых решений, предлагаемых торговыми площадками и другими сторонними B2B-системами, позволит снизить стоимость проекта, хотя при этом может потребоваться некоторый пересмотр схем бизнес-процессов.

Последний подход подводит нас к понятию аутсорсинга (outsourcing), когда компания - держатель внешней системы B2B (провайдер) может по заданию другой компании (заказчика) взять на себя функции хостинга по сопровождению и обеспечению функционирования комплекса задач сбыта или материально-технического снабжения полностью, на своей площадке, используя свой компьютерный парк и труд своих специалистов. Другими словами, провайдер обеспечивает “внешнее” решение “внутренних” задач “под ключ”.

Некоторые аспекты внедрения систем электронной коммерции

Опыт внедрения системы электронной коммерции на предприятиях позволил выявить несколько проблем, с которыми приходится сегодня сталкиваться.

- Проблема онлайн-платежей. Банки и соответствующее законодательство не готовы в полной мере к тому, чтобы обеспечить безопасное и надежное проведение финансовых транзакций через Интернет, хотя с технической точки зрения проблема решена.

- Некачественный доступ в Интернет в небольших городах и регионах.

- Несоблюдение норм деловой переписки.

- Нездоровый консерватизм, косность мышления, недоверие к электронным средствам и возвеличивание роли “человеческого фактора”. Этот фактор, естественно, всегда будет присутствовать там, где есть человек, но формы его проявления могут быть разными и отражать общее состояние культуры и развития общества.

Однако, несмотря на вышеупомянутые проблемы, внедрение систем электронной коммерции, безусловно, необходимо и, если хотите, неотвратимо. Есть разные мнения - зачем нужны системы электронной коммерции? Или - в чем эффект от их внедрения? Ответ на эти вопросы не столь тривиален, как это может показаться с первого взгляда. Попробуем затронуть наиболее важные, с нашей точки зрения, аспекты.

Экономический. Создание и внедрение качественной системы электронной коммерции приводит к значительному экономическому эффекту, обусловленному как экономией средств на проведение снабженческо-сбытовых операций, так и увеличением рынка поставщиков-потребителей. Сюда же можно отнести экономию средств на налоговых платежах при правильно построенных финансово-юридических схемах.

Рыночный. Внедрение таких систем способствует развитию рынка и добросовестной конкуренции. Совершенствуются методы изучения рынка и повышается точность рыночной аналитики (что возможно только при “электронизации” рыночной информации о спросе и предложении). Улучшается возможность проведения адекватных микро- и макроэкономических исследований. Игроки рынка получают в виде подобных систем инструмент планирования своей рыночной деятельности, а также возможность выработки адекватных инвестиционных решений.

Интеграционный. Многие компании объединяются в альянсы при работе над проектами B2B, в частности, проектами торговых площадок; вырабатываются единые стандарты.

Юридический. Разработка и внедрение систем электронной коммерции ставят новые задачи, не решенные в рамках действующего законодательства. В частности, требуется всесторонняя проработка юридического обоснования сделок, заключенных в электронной форме (скрепленных ЭЦП). Необходимость решать подобные задачи дает толчок развитию законодательной базы.

Просветительский (информационный). Наличие в Интернет-системах доступа практически ко всем информационным ресурсам - новостным, обзорно-аналитическим, справочным и т. п. дает возможность специалистам быть в курсе новостей, поддерживать свой профессионально-технический уровень.

Научный. Во многих системах B2B реализованы функции “электронных досок объявлений” и “электронных конференций”. Обмен онлайн-информацией между учеными, исследователями и разработчиками, конструкторами и технологами дает безграничные возможности в области научной кооперации.

Культурный. Внедрение систем электронного бизнеса привносит организующий элемент, регламентирует этику делового общения между коллегами, партнерами и контрагентами и способствует повышению общей культуры, в том числе производственной, организационной и личной. 4

Дмитрий Гулько - к. т. н., президент компании

ИНТЕРТЕХ (Москва). С ним можно связаться по адресу: gulko@intertech.ru.

Версия для печати