Для большинства руководителей уже давно стало ясно, что грамотный подбор персонала - это не только “головная боль” менеджеров компании, но и способ достижения конкурентного преимущества, можно даже сказать - двойного преимущества. С одной стороны, взяв отличного сотрудника, компания повышает свой потенциал на рынке и расширяет собственные возможности. С другой - приняв на работу специалиста, руководители как бы изымают его из “обращения” в среде конкурентов.

Валерий Оськин

Но, как известно, не бывает ничего постоянного. Штат меняется, люди приходят и уходят, и снова надо искать персонал. Хорошо, если нужны менеджеры или специалисты высокой квалификации, например, директор управления информационных технологий или руководитель департамента вычислительных платформ, или инженер поддержки продаж серверных платформ. Тогда все понятно. Для серьезной компании рентабельно обращаться к рекрутеру, специализирующемуся на данном рынке. А что делать, если требуются секретари, рядовые бухгалтеры и другие важные, но “не ключевые” сотрудники? Платить за их подбор несколько окладов? Эти затраты не окупятся.

Можно ли в Сети найти хорошего работника?

Этот вопрос постоянно задают мне руководители компаний на заседаниях клуба “Перспективные контакты”, посвященных теме “Интернет и занятость”.

Конечно, можно! В настоящее время в Рунете зарегистрировано более 1000 сайтов, предлагающих различную работу и информацию о работниках. По словам Дмитрия Чурсина, менеджера проекта Job.rbc.ru, число таких сайтов растет быстрыми темпами - за последние два года оно увеличилось почти в десять раз. И это не предел. Согласно прогнозам специалистов по развитию Сети, в ближайшие пять лет их станет еще в два-пять раз больше.

По форме и сути “работные” сайты можно условно разделить на несколько групп. Самая заметная группа предлагает так называемую “халяву” в Интернете. Посетителей заманивают возможностью разжиться с помощью Сети большими деньгами - найти себе отличную работу с очень хорошей оплатой и при этом часто не требующую ни опыта, ни образования. Деятельность подобных ресурсов сопровождается обширной рекламой и подразумевает большую посещаемость, позволяющую создателям сайта зарабатывать на размещении рекламы. Я рекомендовал бы воздержаться от публикации своих вакансий на таких сайтах - очень велика вероятность переполнить свою папку “входящей” почты бесчисленным множеством резюме совершенно неинтересных кандидатов, ориентированных, скорее, на оплату, чем на работу. Разбираться с ними, отвечать на телефонные звонки, проводить интервью и выбирать из этой массы “квазипрофессионалов” очень утомительно и затратно.

К каким же ресурсам Сети обратиться? Пять основных из них, позволяющих успешно подбирать персонал, мы и рассмотрим в настоящей статье.

Сайты-двойники могут быть очень полезны

Первый вид полезных для поиска виртуальных ресурсов - электронные двойники печатных изданий, ориентированных на рынок труда и публикующих как вакансии работодателей, так и резюме кандидатов. По Москве таких сайтов-двойников примерно пять, а если брать и другие города России - то их наберется несколько десятков. Некоторые из “материнских” печатных зданий существуют уже много лет и достойны уважения. Их можно использовать для поиска персонала - это знают все. Но и их сайты не менее эффективны. Привожу список основных московских изданий и их виртуальных ресурсов:

- “Из рук в руки” - www.izrukvruki.ru;

- “Работа для Вас” - www.rdw.ru;

- “Есть работа” - www.zim.ru/job;

- “Работа сегодня” - www.job-today.ru;

- “Работа и зарплата” - www.zarplata.ru.

Размещая информацию о вакансиях в этих изданиях, вы можете рассчитывать, что она одновременно попадет и на сайты. А некоторые из них позволяют опубликовать объявления напрямую в онлайновом режиме, причем абсолютно бесплатно, например www.rdw.ru и www. job-today.ru (в последнем случае необходимо учитывать особенности программного обеспечения при заполнении формы-заявки).

Другие бесплатно публикуют только объявления частного характера от физических лиц (www.izrukvruki.ru). Размещение вакансий от организаций осуществляется непосредственно через издание, а на сайте можно найти подробные сведения о расценках и прочих условиях размещения.

“Работные” порталы - что это такое?

Ко второму виду кадровых ресурсов Рунета относятся те, что занимаются системным размещением в Сети резюме и вакансий. Одни из них более серьезны и упорядочены, другие более просты, третьи разнообразны, четвертые злоупотребляют рекламной информацией, но почти все могут быть полезными. Их легко обнаружить в рейтинге “Тор100 работа” на портале www.rambler.ru. Некоторые имеют очень развитую структуру и различные сервисы, облегчающие поиск как работнику, так и работодателю. Неплохими поисковыми системами располагают www.job.ru, www.superjob.ru, www.km.ru/job, www.rabota.ru, www.job.rbc.ru, www.jobs.ru, www.joblist.ru и ряд других.

Кто же выходит на такие порталы? Может быть, тоже “халявщики”? Эти ребята есть везде, но они посещают их значительно реже, чем “халявные” сайты. Например, профессиональный статус аудитории портала Росбизнесконсалтинга www.rbc. ru таков: 42% - специалисты, 28% - руководители, 26% - учащиеся и служащие и только 4% составляют “прочие”, малоизученные и плохо поддающиеся систематизации. Из статистики ясно: это явно выраженный бизнес-портал и искать на нем надо соответствующих кандидатов. А вот как характеризует посетителей подобных порталов Юлия Лубянова, редактор проекта компании “Рамблер-Интернет-Холдинг”. В ее докладе на заседании клуба “Перспективные контакты” прозвучали следующие цифры: более 60% людей, посещающих проект “Работа и карьера” портала “Кирилл и Мефодий”, интересуются базой данных резюме и вакансий.

Чтобы связаться с новым работодателем напрямую, хорошие специалисты часто используют крупные “работные” порталы. С их помощью находят себе место многие путешественники по Рунету, которые могут представлять для вас интерес как потенциальные работники. Из серьезных и реально “раскрученных” ресурсов в Рунете таких порталов пока все-таки менее 25, но они уже зарекомендовали себя как полезные инструменты для поиска работы, с одной стороны, и персонала - с другой.

Эти порталы весьма похожи друг на друга, но все-таки между ними есть различия. Так, в основном они организованы по типу электронных досок объявлений (те же job.ru, km.ru и др.). Разместить информацию здесь могут все желающие независимо от того, ищут ли они работу или сотрудников. Это довольно удобно, так как позволяет кандидату рассказать максимально широкому кругу посетителей о себе и своих профессиональных возможностях, а работодателю - оповестить обширную аудиторию о вакансии.

Рекрутеры в Сети?

Третьим и самым многочисленным из рассматриваемых видов ресурсов Рунета являются сайты реальных кадровых агентств. Я не буду даже пробовать их перечислить. Число корпоративных сайтов только московских рекрутинговых агентств уже давно перевалило за полсотни. Их довольно часто посещают менеджеры и специалисты, но разместить на них свою информацию о поиске кандидата вам удастся лишь через заказ рекрутеру.

Сайты агентств достаточно разнообразны: одни красивы, другие помпезны, третьи - чахлы и скучны. “То, как выглядит сайт кадрового агентства, очень важно для менеджера по персоналу, особенно в IT-компаниях, - сказала на одном из заседаний клуба Ольга Сабинина, руководитель специализированного департамента “Подбор персонала для рынка информационных технологий и телекоммуникаций”. - Многие HR-менеджеры обязательно посещают сайты агентства и изучают всю информацию на них, прежде чем связаться с рекрутером”. Некоторые сайты агентств обновляются только раз в несколько месяцев и, естественно, несут в себе стандартную и устаревшую информацию. Но заглянуть на лучшие из них не вредно, так как там можно найти полезные сведения о состоянии рынка труда, о спросе на специалистов и т. д. Так что рекрутмент в сети представлен лишь более или менее развитыми сайтами, рассказывающими о различных агентствах и их услугах. Есть среди них и такие, которые маскируются под всеохватные “работные” сайты или завлекают посетителей “фотками девушек”. Но мысль человеческая не стоит на месте, и с середины 2000 г. появилось одно исключение из этого правила - электронный рекрутмент, или Интернет-рекрутмент, или, как его еще называют специалисты, э-крутмент.

Неужели е-крутмент уже существует?

Да, он есть и уже вполне успешно помогает в подборе персонала! Правда, представлен э-крутмент пока только одним сайтом. Его можно увидеть по адресам: www.ecruitment.ru и www.erecruitment.ru.

Несмотря на это, его можно считать четвертым видом “работных” ресурсов Рунета.

Он создан, как сказал Аркадий Сандлер, руководитель проекта www.kontakt. net.ru, по запросам клиентов и позволяет заказчику рекрутинговых услуг существенно снизить затраты на заполнение “типовых” вакансий. Под “типовыми” понимаются вакансии по специальностям, которые могут быть достаточно четко, системно и подробно описаны, это - юристы, бухгалтеры, торговые агенты, администраторы, офис-менеджеры, секретари, переводчики и т. д. Низкая цена услуги обусловлена тем, что клиент принимает немалое участие в работе по составлению заказа, персонал подбирается только на “типовые” вакансии и не столь много проводится встреч и согласований. Быстрота подбора - одна-две недели - определяется технологией работы, ее массовым характером и хорошо организованной структурой, основанной более чем на десятилетнем рекрутинговом опыте компании “Агентство Контакт”.

Схема заказа персонала с помощью э-крутмента очень проста. В любое время дня и ночи, в любой день недели, на сайте www.kontakt.net.ru заказчик самостоятельно, без помощи консультантов, формулирует требования к предполагаемому кандидату. Заполнение понятной и достаточно подробной анкеты уже означает подачу заявки.

Если нужно что-то уточнить, с вами свяжется оператор агентства и вскоре представит трех кандидатов. Если же ваши требования выходят за рамки возможностей программы, вам порекомендуют исполнителей, которые удовлетворят заявку в режиме традиционного рекрутмента.

Для удобства заполнения анкеты-заявки на сайте представлен необходимый справочный материал по уровню заработных плат и функциональным обязанностям для различных категорий работников.

Этот сайт - первая ласточка на новом направлении подбора персонала через Сеть. К концу 2001 г. можно ожидать тиражирования подобных проектов в других агентствах.

Один в поле воин!

Пятый ресурс Рунета так же одинок, как и предыдущий э-крутментский сайт. Догадываетесь? Да-да, это ваш корпоративный сайт! На нем вы, наверное, рассказываете всему свету о своей отличной услуге и великолепном товаре. Если сайт хорош и пользуется популярностью у потенциальных работников, то используйте его. Он будет эффективен для тех соискателей, которые активно ищут работу в конкретной компании.

Если же у вас нет сайта, создайте его. Но не ограничивайтесь только им - ведь просмотр многих корпоративных сайтов в поисках подходящей вакансии требует много времени и не все на это готовы.

С автором статьи, главным редактором информационной ленты “Новости рынка труда” (www.jobline.ru) и председателем клуба “Перспективные контакты”, можно связаться по адресу: oskin@kontakt.ru.

Версия для печати