НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Microsoft, “Мистраль” и Олимпиада в Сочи

Сообщение от 16 июня о том, что корпорация Microsoft без каких-либо конкурсов и публичных обсуждений стала официальным поставщиком зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи в категории “Программное обеспечение”, вызвало определенное недоумение в рядах сторонников использования СПО и создания национальной программной платформы (НПП). [spoiler]

Но то, что Microsoft получила столь высокий титул, вполне закономерно. Вы только посмотрите, какие глубокие корни эта корпорация пустила на российском рынке за долгие годы его освоения. Судя по её отчету об итогах деятельности в 2010-м календарном году (он был опубликован в январе), к началу нынешнего года Microsoft имела 70 офисов и представительств в городах нашей страны, а её партнерская сеть насчитывала свыше 9500 компаний.

Скажите, ну кто из поставщиков СПО и потенциальных создателей НПП может похвастаться столь разветвленной региональной сетью, развернутой на территории нашей страны? Стоит также упомянуть о том, что Microsoft (как и любой поставщик проприетарного ПО) несет ответственность за поставленное ею программное обеспечение. То есть в случае возникновения каких-либо нештатных ситуаций всегда есть с кого конкретно спросить.

А вот если какой-либо программный сбой во время Олимпиады произойдет по вине созданного “всем миром” СПО, то с кого спрашивать? Со “всего мира”? Нет, спрашивать всегда надо с кого-то конкретного! Если не конкретного лица, то хотя бы конкретной компании. Ну или, на худой конец, консорциума.

Кроме того, в случае необходимости Microsoft может быстро привлечь для разрешения вдруг возникшей проблемы практически неограниченные ресурсы из своих многочисленных не только российских, но и зарубежных (по отношению к нашей стране) офисов. А на какие быстро разворачиваемые и хорошо координируемые ресурсы могут рассчитывать поставщики СПО?

Плохо, конечно, что не раскрываются не только финансовые аспекты сделки Microsoft с организаторами Олимпиады в Сочи, но и то, какие именно решения (и в каких количествах) будут поставлены в рамках достигнутого соглашения. Ну да хозяин – барин. Не в нашей воле заставить его разглашать свои расходы и доходы.

Впрочем, финансовые показатели своей деятельности в каком-либо отдельно взятом регионе Microsoft всегда предпочитает не афишировать. Видимо, из скромности. Дабы не дразнить гусей. Да и “пингвинов” тоже. Вот и в отчете корпорации об итогах её деятельности в России в 2010-м календарном году вы не найдете упоминаний о каких-либо конкретных рублевых или долларовых суммах. Упоминается там лишь о том, что в 2009 г. корпорацией была принята “стратегия роста”, в рамках которой предполагается за три года удвоить бизнес Microsoft в России. В том числе за счет развития онлайн- и облачных сервисов, усиления работы с регионами и т. д.

Тем не менее, некоторые аналитики считают, что в минувшем году доход корпорации Microsoft от продаж в нашей стране составил от 1,2 до 1,3 млрд. долл. Это много. Это близко к половине от всего объема российского софтверного рынка, который, по оценкам IDC, в минувшем году составил 3,2 млрд. долл.

Интересно отметить, что годовой доход корпорации Microsoft от продаж в нашей стране сопоставим со стоимостью недавно подписанного контракта на поставку в нашу страну двух вертолетоносцев типа “Мистраль”. 17 июня “Российская газета” сообщила, что сумма данной cделки составляет 1,12 млрд. евро. Из них 980 млн. евро приходится на строительство корпусов кораблей, а в остальную сумму входит стоимость обучения экипажей, адаптация документации и лицензии на три технологии.

А ещё интереснее пофантазировать, что было бы, если бы наше правительство сумму, предназначенную для приобретения двух вертолетоносцев “Мистраль”, пустило бы на создание национальной программной платформы? Смогли бы на созданной за такие деньги платформе надежно базироваться приложения, разрабатываемые во исполнение Распоряжения Правительства РФ № 2299-Р от 17 декабря 2010 г. “Об утверждении плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011–2015 годы” ?

Что вы думаете на этот счет?
Гость

Стоит также упомянуть о том, что Microsoft (как и любой поставщик проприетарного ПО) несет ответственность за поставленное ею программное обеспечение.
Вы пробовали читать лицензии на ПО MS? Почитайте, откроете для себя много нового.
Например, выписка из лицензии на Windows 7:
ОГРАНИЧЕНИЕ И ИСКЛЮЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УБЫТКИ И УЩЕРБ. Вы можете
взыскать с Microsoft и ее партнеров только прямые убытки в пределах суммы,
уплаченной вами за программное обеспечение. Вы не можете взыскать никакие
другие убытки, включая косвенные, специальные, опосредованные или случайные
убытки, а также убытки в связи с упущенной выгодой.
Тоже написано в гарантии на Windows 7:
РАЗМЕР КОМПЕНСАЦИИ В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ УСЛОВИЙ ГАРАНТИИ. Microsoft
бесплатно исправит или заменит программное обеспечение. Если Microsoft не
сможет исправить или заменить программное обеспечение, Microsoft возместит
сумму, уплаченную за программное обеспечение, согласно товарному чеку.
Microsoft также бесплатно исправит или заменит программное обеспечение,
являющееся дополнением, обновлением или заменой. Если Microsoft не сможет
исправить или заменить программное обеспечение, Microsoft возместит уплаченную
за них сумму (если оплата имела место). Для получения денежного возмещения вы
должны удалить программное обеспечение с компьютера и вернуть Microsoft
носители и другие соответствующие материалы вместе с документом,
подтверждающим покупку. Это единственная компенсация, которую вы можете
получить в случае нарушения условий ограниченной гарантии.

Переводя это с юридического на русский: единственное что будет делать MS -- это в случае, если вам продали бракованный диск с виндой, заменить его или вернуть деньги. В остальных случаях вы ничего не получите.

А вот если какой-либо программный сбой во время Олимпиады произойдет по вине созданного “всем миром” СПО, то с кого спрашивать?
У СПО всегда можно отследить кто внёс правку с багом и набить ему морду. В случае ППО даже этого удовольствия вы будите лишены.

Кроме того, в случае необходимости Microsoft может быстро привлечь для разрешения вдруг возникшей проблемы практически неограниченные ресурсы из своих многочисленных не только российских, но и зарубежных (по отношению к нашей стране) офисов. А на какие быстро разворачиваемые и хорошо координируемые ресурсы могут рассчитывать поставщики СПО?
В том-то и дело, что как раз наоборот. К работе над СПО можно привлечь абсолютно любого программиста, а MS может использовать только тех программистов у кого есть доступ к исходному коду. Естественно, последних намного меньше.

Плохо, конечно, что не раскрываются не только финансовые аспекты сделки Microsoft с организаторами Олимпиады в Сочи, но и то, какие именно решения (и в каких количествах) будут поставлены в рамках достигнутого соглашения. ... Не в нашей воле заставить его разглашать свои расходы и доходы.
Вообще-то, если деньги бюджетные и/или используется федеральное/муниципальное имущество, то организация обязана публиковать эту информацию.

Кстати, совершенно непонятно, зачем вы приводите результаты IDC, отчёты которой "не отражают официальной точки зрения IDC на предмет, поскольку подстановка значений различных переменных в модели может приводить к различным результатам".  
Митин Владимир
Дорогой Гость!

Сами ведь прекрасно знаете, что Microsoft (да и любой другой поставщик софта) cовершенно по-разному относиться к индивидуальным пользователям и VIP-клиентам. А на частных потребителей cвоих OEM-продуктов так и вообще не обращает никакого внимания. Однако из этого ничего не следует.

Вот вы пишете, что “к работе над СПО можно привлечь абсолютно любого программиста, а MS может использовать только тех программистов у кого есть доступ к исходному коду. Естественно, последних намного меньше”. Позволю себе заметить: никто никого к работе над СПО привлечь не может. Может лишь ПРЕДЛОЖИТЬ поработать над совершенствованием того или иного фрагмента кода. А вот Microsoft (да и любой другой поставщик проприетарного софта) может практически любого своего специалиста ЗАСТАВИТЬ исправить свою или чужую ошибку.

Вы также утверждаете, что “у СПО всегда можно отследить кто внёс правку с багом и набить ему морду. В случае ППО даже этого удовольствия вы будите лишены”. Много ли случаев реального набития морд разработчикам СПО вы можете привести? Обычно клиенты озабочены не тем, кому именно следует набить морду, а тем, как решить собственные проблемы с минимальными затратами.
Гость
Сами ведь прекрасно знаете, что Microsoft (да и любой другой поставщик софта) cовершенно по-разному относиться к индивидуальным пользователям и VIP-клиентам.
То ли вы живёте в стране радужных единорогов, где коммерческие компании ставят превыше всего клиентов, а не собственные доходы, то ли являетесь сотрудником MS.

Позволю себе заметить: никто никого к работе над СПО привлечь не может.
Очень даже может. Многие вполне коммерческие компании имеют сотрудников, которые тем и занимаются что пишут, тестируют и собирают СПО,

А вот Microsoft (да и любой другой поставщик проприетарного софта) может практически любого своего специалиста ЗАСТАВИТЬ исправить свою или чужую ошибку.
Тут ключевое слово "может".

Во-первых, с технической стороны в ППО найти ошибку сложнее, даже в сферическом случае 100% повторяемости, из-за противотладочных мер и защиты от копирования. В результате типичный багрепорт для ППО выглядит так: "Что-то где-то не работает. Почему неизвестно. Печалька...". Для сравнения, в СПО типичный багрепорт выглядит так: "Какого хрена в функции <functionmane> в строке <linenumber> файла <filename> идёт выход за границы массива <arrayname> при <conditions>? "

Во-вторых, какой смысл  Microsoft исправлять баги? MS живёт за счёт продажи своего ПО. ПО продано, деньги получены, и теперь проблемы клиента -- его проблемы, а не MS, и исправление багов теперь -- это чистые убытки. В СПО же баги исправляются теми же кто это ПО и использует, а следовательно смысл очень даже есть.

В-третьих, чистая винда никогда не используется и всегда ставится дополнительное, часто проприетарное ПО, не принадлежащее MS. И когда падает это самое ППО, начинается пинг-понг: каждый производитель заявляет, что проблемы не у него. В СПО почти всё ПО ставят из репа и ясно кому претензии можно предъявить.  И что самое интересное, на них даже ответят.

В результате добиться от проприетарщиков хотя бы исправления бага более-менее быстро просто нереально. Если, конечно, не заплатить за исправление денюжку.  Но тогда в чём разница с СПО? Да, правильно:
К работе над СПО можно привлечь абсолютно любого программиста, а MS может использовать только тех программистов у кого есть доступ к исходному коду.