НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Коммерция и благотворительность. Миссии и цели ИТ-компаний

В минувшие выходные многие онлайновые СМИ распространили информацию о том, что сооснователь Google Сергей Брин пожертвовал 500 тыс. долл. на развитие “Википедии”. Что в этом сообщении удивляет: сумма пожертвования или её объект? [spoiler]

Ни то, ни другое. Для многих западных компаний (в том числе, компьютерных) жертвование достаточно крупных сумм на благотворительность – обычное дело. И делается оно, надо полагать, не столько для укрепления своего имиджа в глазах общественности, сколько, что называется, от души и от осознанной необходимости.

Взять тот же Google. Вот что говорится в “Википедии” о размахе её благотоворительной деятельности: “Компания Брина занимается гигантскими благотворительными инвестициями. Основатели компании заявили, что в течение 20 лет на эту цель будет потрачено 20 млрд. долл”. Внушительная цифра. Сопоставимая с общим объемом российского ИТ-рынка, который, как утверждают некоторые эксперты, по итогам 2010 г. составил 15,1 млрд. долл., распределившись по его секторам следующим образом: ИТ-услуги (4,6 млрд. долл.); ПО (2,6 млрд. долл.), оборудование (7,9 млрд. долл.).

А ведь нельзя сказать, что деньги на Google “валятся с неба” или “бьют ключом из-под земли”. Не является Брин и наследником огромного состояния. История развития его компании общеизвестна. Вот, если кто не в курсе, выдержки из “Википедии”: “Сергей Михайлович Брин родился в Москве в семье математиков, переехавшей на постоянное место жительства в США в 1979 г., когда ему было 6 лет... Его отец — бывший научный сотрудник Центрального экономико-математического института АН СССР, кандидат физико-математических наук... Дед Сергея -- кандидат физико-математических наук, был доцентом на электромеханическом факультете Московского энергетического института... Из других родственников известен родной брат деда — советский спортсмен и тренер по греко-римской борьбе, заслуженный мастер спорта СССР... Сергей Брин досрочно получил диплом бакалавра по специальности “Математика и компьютерные системы” в Мэрилендском университете. Получал стипендию от Национального научного фонда США... Основной областью научных исследований Сергея Брина были технологии сбора данных из неструктурированных источников, больших массивов научных данных и текстов... Уже во время учёбы он стал интересоваться Интернет-технологиями и поисковыми машинами, стал автором нескольких исследований на тему извлечения информации из больших массивов текстовых и научных данных, написал программу по обработке научных текстов. В 1995 г. в Стэнфордском университете Сергей Брин встретился с другим аспирантом-математиком — Лэрри Пейджем... В 1996 г. они создали поисковую систему BackRub, которая ранжировала веб-страницы в зависимости от количества ссылок на них с других сайтов. А спустя всего два года, в 1998, они основали компанию, которая сегодня известна всему миру под названием Google... В 2004 г. имена основателей этой компании были названы журналом Forbes в списке миллиардеров...”.

Свою миссию компания Google формулирует следующим образом: “Организовать всю имеющуюся в мире информацию, сделав её доступной и удобной для использования”.

А вот что говорит о своей миссии основатель “Википедии” Джимми Уэйлс (Jimmy Wales): “Коммерция —- это нормально. Реклама — не порок. Но здесь, в “Википедии”, всему этому не место. Википедия — это нечто особенное. Она как библиотека или общественный парк, словно храм для разума. Место, куда мы все можем приходить, чтобы размышлять, учиться, делиться знаниями. Когда я только основал “Википедию”, я вполне мог бы сделать её коммерческим сервисом с рекламными баннерами, но я решил сделать нечто иное. Все эти годы мы усердно работали, чтобы проект оставался строгим и основательным, без излишеств. Мы выполняем свою миссию, избегая расточительности, в отличие от многих других...У Google, наверное, около миллиона серверов. В Yahoo работает около 13 тыс. сотрудников. У нас — 679 серверов и 95 сотрудников... В то же время “Википедия” -- пятый по популярности сайт в интернете, и каждый месяц он обслуживает 450 млн. человек, которые просматривают миллиарды страниц”.



В России нет некоммерческих ИТ-компаний. Есть лишь некоммерчские ИТ-ассоциации. Одной из них (АП КИТ), кстати говоря, на днях исполнилось 10 лет. Но что-то я не припомню случая, чтобы одна российская коммерческая ИТ-компания безвозмездно пожертвовала некоторую сумму другой общественно значимой компании. Почему? Видимо потому, что их основатели изначально ставили перед собой исключительно коммерческие цели и, работая над стратегическими планами развития своих детищ, мало задумывались о миссии своих компаний. Ведь что такое “миссия компании”? Это то, что она дает людям. Не следует путать миссии с целями, при формулировке которых используются термины “оборот”, “прибыль”, “доля рынка” и т. д.

По идее, на сайте любой уважающей себя ИТ-компании в разделе About Us (“О нас”) должен быть подраздел “Миссия компании”. Но на практике такие подразделы имеют очень немногие. Бегло просмотрев сайты наиболее известных российских ИТ-компаний, пример такого подраздела я обнаружил лишь на одном. Там говорилось следующее: “Миссия ABBYY – улучшать жизнь людей. Создавая технологии искусственного интеллекта и программы для ввода данных в компьютер и перевода с одного языка на другой, мы превращаем информацию в полезные знания”.

Почему же очень многие российские ИТ-компании (да и компании других отраслей) не формулируют свои миссии и не жертвуют приличные суммы на общественно значимые проекты? Что вы думаете на этот счет?