НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Престиж ИТ-специальностей среди абитуриентов оставляет желать лучшего

Владимир Митин
10.08.2012 16:27:12

Очень огорчили меня предварительные итоги вступительной кампании 2012 года, оглашенные на этой неделе во время пресс-конференции, организованной “Российской газетой” с участием ректоров ведущих московских вузов.

Выяснилось, что по итогам нынешней вступительной кампании наиболее популярными среди абитуриентов стали специальности финансистов, юристов и гуманитариев.

Так например, ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров заявил, что в его университете на факультете международных отношений конкурс был такой - 120 заявлений на одно место.

А вот ректор Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики Александр Сигов отметил, что в его университете конкурс составил лишь 14 человек на место. Чувствуете разницу?

Часто приходится слышать, что о популяризации ИТ-специальностей среди школьников старших классов должны думать в первую очередь ИТ-компании. Может, оно и так.

Но кто должен думать о популяризации технических вузов (и технических специальностей) в целом? Росано, Роскосмос и прочие федеральные ведомства, заинтересованные в привлечении высококвалифицированных специалистов, имеющих инженерное образование?

Смотрите, что получается. В мае, в одном из своих первых указов -- "О долгосрочной государственной экономической политике РФ" -- вновь избранный президент РФ поручил правительству РФ принять меры, направленные на создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. и увеличение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.

Как вы думаете, кто будет трудиться на этих высокопроизводительных рабочих местах? Только финансисты, юристы и гуманитарии? Думаю, что нет. Скорее всего, большая часть этих высокопроизводительных рабочих мест будет ориентирована на выпускников технических вузов. Посему технические вузы (и технические специальности) надо всячески популяризировать. А то ведь, как мы уже отмечали, в нашей стране “Госслужба в 10 раз популярнее ИТ-должностей …”.

Или вот ещё пример. Кто будет поднимать космическую отрасль, все скромные достижения которой уже не в первый перечеркивает некачественно сделанный (или некачественно управляемый) разгонный блок?

Финансисты, юристы и гуманитарии? Думаю, что нет. Это опять же будут выпускники технических вузов.

По некоторым оценкам, в 2011 г. бюджет Роскосмоса составил около 120, 1 млрд. руб. (приблизительно  4, 5 млрд. долл.). В 2012 г. этот показатель должен достичь 150 млрд. руб., в 2013 г. он должен составить около 175 млрд. руб., а в 2014-м -- 200 млрд. руб.
Все эти деньги в конечном итоге пойдут специалистам предприятий Роскосмоса и предприятий, выполняющих заказы этого ведомства. Но если эти предприятия не будут укомплектованы грамотными специалистами, то и отдачи от всех этих вложений не будет. Ведь важны не освоенные средства, а результат.

Специалисты NASA за 2,5 млрд. долл. смогли реализовать проект Curiosity (успешно посадить на Красную планету 899-килограммовый марсоход). Думаю, что они смогли это сделать не только потому, что им на этот проект были выделены 2,5 млрд. долл., а потому, что страна располагала штатом высококвалифицированных технических специалистов. Так давайте же поднимать престиж технических специальностей!

Пользуясь случаем, хочу напомнить, что уже в начале нынешней осени Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) обещает представить документ, в котором будет изложена стратегия развития ИКТ-отрасли и сформулированы предложения государству в этой области. Цель данного документа заключается в том, чтобы предложить правительственным органам набор шагов, способных обеспечить быстрый экономический и социальный эффект.

Комментариев: 6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Сергей Стельмах
11.08.2012 14:22:18

Цитата
Или вот ещё пример. Кто будет поднимать космическую отрасль, все скромные достижения которой уже не в первый перечеркивает некачественно сделанный (или некачественно управляемый) разгонный блок?

При всём уважением к гуманитариям (сам из той же среды), всё же не они двигают научно-технологический прогресс, или так - не в такой степени причастны к этому, как, к примеру, программиисты, инженеры, микроэлектронщики. Уверен, что туристические статьи доходов уступили место в наполнении бюджетов прежде туристических Тайваня и Индонезии на отчисления от продажи и производства микроэлектроники на экспорт.

Слишком много юристов? Наверное это неплохо, но встречал на Хабре информацию, как их потом переучивают на Java-программистов. Юристов - это конечно образно, но многие гумманитарии вынуждены переучиваться на программистов, так как не могут найти работу по специальности. На курсах, по самоучителях... Вот и получается, что такими вещами должны заниматься ВУЗы, а о важности программирования, да и в целом технических специальностей, популяризацией, конечно же должно заниматься государство.

SergejCh_in
11.08.2012 18:38:06

Возможно эти дебаты лучше - хуже не эффективны. Т.к. имеем то, что есть, а не то, что хотелось бы.
У меня ( как ни странно ) почти уверенность, ВУЗ не должен готовить специализированного программиста, тем более айтишника. Т.к. его программа обучения, как показывает практика, отстает от насущных реалий. Причем это в лучшем случае.
Для такой конкретики есть
http://softline.ru/
http://www.specialist.ru/courses
Или свои по Cisco.
Куда предприятие направит необходимого молодого специалиста, зарекомендовавшего себя, ес-но заключив договор.

Позволю высказать мнение по РКК.
Кто там у руля? Молодые спецы или из командно - номенклатурной среды? Даже если от Военмеха. Вот в чем вопрос.
Мнение Поповкина о разделении обязанностей высшего менеджемента - ген.конструктора - лишь верхушка "айсберга". Что там под "мутной водой"? Какая практика конструкторов, технологов. Всё это определено высшим менеджементом корпораций.
Недостаток финансирования, которая пока палочка выручалочка для ген.директоров.
Если следовать этой логике, то что ожидать от результатов финансирования медицины, образования. По последнему опять информация о сокращении. Кто тогда дойдет до их ВУЗов?
Да в сов.время финансирование было лучше на проекты. Но зарплата директора объединения - конструктора различалась в пять - десять раз. Если сейчас эта разница в 100 - 200 раз, то какие могут быть соображения если не при полном неадекватности руководства, то полном провале по многим областям, у спецов нижнего звена, которые всё или главное делают.
В авиации похоже что - поняли раньше, а может заставили понять. Очень рад за них. Но в целом у них система близкая.

Стельмах Сергей
12.08.2012 00:01:19

Цитата
У меня ( как ни странно ) почти уверенность, ВУЗ не должен готовить специализированного программиста, тем более айтишника. Т.к. его программа обучения, как показывает практика, отстает от насущных реалий. Причем это в лучшем случае.


Как раз наоборот считаю. Специализированное образование - дорога к решению практических задач. В мире ИТ - да, всё слишком быстро меняется. Но смотрите, Java-программирование как было востребованным явлением уже много лет, так им и остаётся. Если программист знает C++ или другой язык, ему будет гораздо проще изучить и другие языки.

А вообще - в стране должен быть разумный паритет по обучению молодёжи как между гуманитарными, так и между техническими специальностями. Не иначе.

13.08.2012 10:44:03

Там самый молодой из топ-рулевых, возрастом 62 года.

12.08.2012 10:53:08

"Специалисты NASA за 2,5 млрд. долл. смогли реализовать проект Curiosity (успешно посадить на Красную планету 899-килограммовый марсоход). Думаю, что они смогли это сделать не только потому, что им на этот проект были выделены 2,5 млрд. долл., а потому, что страна располагала штатом высококвалифицированных технических специалистов. Так давайте же поднимать престиж технических специальностей!"

Все впечатление от статьи испортили данной фразой. Впрочем, на мысль она натолкнула. Думаю, Владимир, ответив на вопрос, почему марсоход за 2,5 млрд в США создать можно, а в России нельзя (причем, думаю, нельзя и 25 млрд), Вы решите все отечественные экономические проблемы. Так в чем же проблемы? Американский проект, уверен, обеспечил достойную заработную плату большому числу ученых, инженеров (даже с учетом того, что работы выполнялись как частными подрядчиками, так и государственными организациями). Хотелось бы знать, интересовались ли Вы тремя вопросами:
1. Средняя заработная плата по космической отрасли, а также средняя зарплата по категориям (например, инженеров, программистов) по США и по России.
2. Различие средней заработной платы топ-менеджеров и остальных сотрудников.
3. Чем отличаются принципы назначения заработной платы сотрудников (на законодательном уровне) в США и в России.

Мне известны ответы на данные вопросы. В крайнем случае, есть Google. Ответив на данные вопросы для себя перед написанием статьи, думаю, Вы изменили бы ее содержание.

SergejCh_in
12.08.2012 11:53:45

2 Игорь Гайдышев
Согласен по мнению о ЗП. Также не зря указал эту так сказать особенность. Но я хотел ещё указать не на одну меркантильную сторону. Хотя мы все знаем, отличная балансировка этой темы - залог успеха проекта.
Я привел как было раньше, подразумевая прежде всего прежнее единство низшего - высшего звена проекта в корпорации. В настоящем это лишь либо видимость, либо пожелания как на уровне понимая построения всего цикла, конечно заканчивая ЗП.
Хуже ещё положение, когда практически на минимуме НИОКРы. Нет такой задачи, т.к. почти все силы уходят на латание старых заделов. Какая модель экономики может дать возможность их возобновление, это другая сторона вопроса

Цитата
Ответив на данные вопросы для себя перед написанием статьи, думаю, Вы изменили бы ее содержание.
, которые едва ли найдешь в гугломобиле. Они должна быть в головах руководства, которые в гугль ходят по известным компаниям, т.к. нынче моднее твиттер smile:evil: .

2 Стельмах Сергей Если иметь ввиду первую тройку ВУЗов рейтинга, то можно согласиться. Но не секрет, выход оттуда в админство или сис.программирование - понижение в профессиональном уровне. Надеюсь понятно почему.
Остальные ВУЗы могут лишь стремиться к этому уровню.
Но не понятен смысл, т.к. реалии и востребованность в каждом конкретном месте и времени определено не планом программы Мин.Образования, а своими местным требованиями, которые к подобным планам не имеют отдаленного отношения. Конечно, если речь о фирме соответствующей современным требованиям.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии