476-страничный сборник трудов cостоявшейся в этом году Десятой открытой Всероссийской конференции “Преподавание информационных технологий в Российской Федерации” начинается с обращений пяти известных в ИТ-мире персон.
В двустраничном обращении Бориса Нуралиева (директор фирмы “1С”, он же – руководитель Комитета АП КИТ по образованию) есть такие слова: “Сегодня очевидно, что обучение современным технологиям нужно начинать не в вузе, а гораздо раньше. Необходимо правильное позиционирование школьной дисциплины “Информатика”, преподавание которой должно быть нацелено на освоение, прежде всего, её фундаментальной составляющей, на то чтобы привить учащимся необходимое современному человеку алгоритмическое мышление (полезное независимо от будущей специальности), на сохранение преемственности между курсами информатики для разных ступеней образования”.
Сразу скажу, что с данным тезисом я согласен. Однако любопытства ради решил посмотреть, что сейчас народ понимает под словосочетанием “алгоритмическое мышление”. В ответ на соответствующий запрос Google выдает 15600 ссылок. Однако среди первых нескольких десятков этих ссылок четкого (академически правильного) определения данного термина нет.
Одна из ссылок привела меня к публикации Вадима Мелешко в “Учительской газете" (№22 от 31.05.2011) “Алгоритмическое мышление. Без него невозможно создать что-либо новое”. Видимо, автор написал эту статью под впечатлением проходившей в Саратове IX Всероссийской конференции “Преподавание информационных технологий в Российской Федерации”.
Среди прочего там приводятся слова президента и генерального директора компании ABBYY Сергея Андреева: “Только человек, обладающий алгоритмическим мышлением, способен создавать что-либо новое, оригинальное, уникальное. Те же, кто имеет навыки пользователя, пусть и уверенного, могут лишь потреблять уже созданное кем-то. Поэтому, если мы действительно хотим выйти в мировые лидеры в сфере ИТ, нужно весь процесс обучения со школьной скамьи выстраивать с соответствующих позиций. Также следует увеличить количество школ с углубленным изучением информационных технологий. Пока количество детей, ориентированных в этом направлении, едва достигает 2% от их общего числа”.
То есть получается, что алгоритмическое мышление противопоставляется потребительскому?
А вы какие виды мышлений знаете?
Мне, например, известны “правополушарное” и “левополушарное” мышления. Можно и ещё глубже копнуть. Согласно теории Говарда Гарднера, “существует семь типов интеллекта: логико-математический, вербальный, музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный”. При этом “практика современного образования делает упор в основном на первые два вида мышления – логико-математическое и вербальное, являющиеся функцией левого полушария мозга”.
Но такой перекос в сторону чисто практических знаний чреват самыми печальными последствиями. Специалисты в области нейропедагогики говорят: “Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации” (Н. Н. Трауготт), “Исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию” (Т. П. Хризман).
А вот ещё одна цитата с сайта “Филолингвия”: “Считается, научный прогресс предъявляет повышенные требования к механизмам логико-знакового мышления. Между тем это не так, научно-технический прогресс требует неординарного творческого мышления, способности быстро реагировать на стремительно изменяющиеся реалии нашего времени, т. е. сегодня, как впрочем и всегда, имеется потребность не только в “физиках”, в привычном понимании этого слова, но и “лириках” – способных на фантазию, творческий полет, неформальность мышления – людей с развитым правополушарным мышлением".
Но как развить это самое правополушарное мышление?
В вышеупомянутом 476-страничном сборнике (раздел “Вопросы школьного ИТ-образования: опыт, проблемы, перспективы”) есть тезисы доклада “Применение инновационных технологий обучения с целью повышения творческой активности обучающихся”. Автор этого доклада Ирина Новикова (Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Набережночелнинский политехнический колледж”) говорит: “Для развития элементов творческой деятельности нужны активные методы проведения занятий, погружение в конкретную учебную или производственную ситуацию, мозговые атаки, деловые игры, решение творческих задач, выполнение курсовых проектов, моделирование и другие нестандартные формы проведения занятий”.
Так может, словосочетания “алгоритмическое мышление” и “творческое мышление” являются синонимами? Или не являются? Что вы думаете на этот счет? И что (кроме решения практических задач) можете предложить для развития этих видов мышления?
Как вы думаете, развитие какого полушария сыграло большую роль в превращении обезьяны в человека – правого или левого? (фото сделано в одном из залов мюнхенского музея Mensh und Natur)
Именно умению продумать и прописать последовательность действий нужно учить в школе. Средства обучения, думаю, педагоги сами выберут в соответствии с возрастом ребёнка, наличием методик и материально-технической базы.
Знаю руководителей, которые вместо выстраивания процедур выполнения заданий ищут вредителей и бездельников.
Это точно. Важно ещё не просто разложить выполнение сложной задачи на ряд простых, но и сделать это более эффективно, чем делали другие. Но ещё важнее (и сложнее) – поставить перед собой правильные задачи и правильно расставить приоритеты решения этих задач. Интересно – хотя бы в одной школе (вузе) в рамках обязательной программы преподают ученикам (студентам) элементы тайм-менеджмента? Или сей предмет – удел только элитных курсов повышения квалификации?