В последнее время термин «цифровая трансформация» (ЦТ) упоминается в ИТ-прессе все чаще, впрочем не настолько, чтобы примелькаться. Усомнившихся в ЦТ как в явлении ждет разочарование. Имеются косвенные признаки, указывающие на то, что цифровые изменения являются следствием изменившейся парадигмы создания и потребления информации, и поэтому ЦТ пришла «всерьез и надолго». К примеру, такие гиганты, как McDonalds или Volvo уже ввели в штат специалистов, занимающихся проблематикой внедрения цифровых технологий. К ним относятся директор по цифровизации (Chief Digital Officer, CDO), директор аналитического подразделения компании (Chief Analytics Officer, CAO) и директор по данным (Chief Data Officer).

Технический директор компании Talend Лорент Брайд полагает, что изменения, вызванные ЦТ, не только станут причиной появления новых профессий, но и повлекут изменения в организации работы разработчиков, аналитиков, менеджеров или финансовых специалистов. Он поделился с изданием InformationWeek несколькими рекомендациями, которые позволят всем желающим лучше подготовиться к приходу цифровизации с точки зрения улучшения навыков и усовершенствования рабочих процессов.

Выход за рамки должностных полномочий. Обычная процедура исполнения должностных обязанностей подразумевает следование штатным инструкциям, но, конечно, работодатель вряд ли будет протестовать, если помимо этого сотрудник будет проявлять инициативу. Собственно, в этом должен быть заинтересован любой дальновидный работник, который стремится продвигаться по карьерной лестнице. Для начала неплохо составить общее представление о том, как можно усовершенствовать выполняемый вами круг обязанностей и какую пользу компании вы сможете оказать в среднесрочной перспективе — через 3-5 лет. Определенно стоит уделять внимание данным. Работая с ними, рано или поздно приходит осознание того, каким подразделениям какая информация требуется для выполнения профессиональных задач.

К примеру, если сотрудник имеет отношение к поисковой информации и понимает потребности клиентов, он наверняка сможет провести параллели с тем, какие данные могут пригодиться членам его команды для кооперации с другими подразделениями. Такое сотрудничество упростит составление пресс-релизов компании, не говоря уже о пользе, которую оно может принести при работе в совместных проектах. Оцените продуктивность собственного труда, выявите его сильные и слабые стороны, затем определите способы и технологии, которые помогут ее поднять.

Овладение новыми навыками. Цифровизация предъявляет новые требования к созданию и потреблению данных, особенно чувствительными к этому окажутся разработчики. Новые условия потребуют от них овладения такими технологиями, как Hadoop, Spark, облачные платформы нового поколения, машинное обучение и искусственный интеллект. В июле прошлого года Gartner опубликовала отчет, в котором говорится, что 59% компаний и организаций не приспособлены к работе в условиях цифровизации, которая наступит в течение следующих двух лет.

По данным исследователей, через пять лет разработчики ETL (Extract, Transform, Load — системы корпоративного класса, которые применяются для учета данных из нескольких разных учетных систем) или другие специалисты, которые работают с данными, должны будут обладать базовыми понятиями в области машинного обучения. Последнюю вкупе с ИИ начинают применять даже небольшие компании — это естественный вызов на реалии современной бизнес-среды и неотъемлемое условие для конкурентного сдерживания больших компаний.

Следует учитывать, что успешные компании предпочитают нанимать специалистов, которые не чураются пополнять свою копилку знаний и, нужно заметить, в современном мире для этого созданы все условия: существует множество специализированных форумов, пользовательских групп и инструментов DIY (do it yourself, сделай это сам), не говоря уже о массе учебных материалов как в Интернете, так и в розничных точках продаж. Процесс обучения или получения новых знаний нужно систематизировать, используя следующие формы:

Собственная профессиональная группа в соцсетях. Пожалуй, сложно придумать что-то более действенное для повышения квалификации и рабочих навыков, как обмен информацией с такими же профессионалами. В этом случае стоит подключиться к существующим группам ИТ-профессионалов в сети Linkedin или создать собственную.

Общение на форумах. Помимо соцсетей профессиональные ИТ-сообщества «обитают» и на форумах. Там можно обсуждать многие рабочие вопросы, искать решения возникающих проблем и просто делиться опытом.

Образование. Обрести новые навыки помогут академические заведения или подготовительные курсы. Существует множество методик и учебных программ, в т. ч. в Интернете, которые позволяют подобрать гибкий график обучения.

DIY. Это самый эффективный и полезный, хоть и не самый простой способ получения новых навыков. Для погружения в экосистему DIY достаточно ознакомительных версий продуктов или их Open Source-аналогов. Опыт работы с ними поможет накопить опыт, который может пригодиться на основной работе.

Практическая польза самообразования. Отрицать пользу самообразования бессмысленно, но его ценность резко снижается, если оно не начнет приносить плоды. Собственно, имеет смысл рассматривать само обучение как способ помочь своей компании. Неплохо получить представление о преследуемых вашей компанией целях при переходе к цифровой трансформации. Используйте для этого различные инструменты для выявления проблем, их устранения и прогнозирования изменений.

Обладая определенным багажом знаний вы могли бы, например, обнаружить, что конкретный проект работал бы более эффективно, применяйся в нем вместо машинного обучения обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP). Подобное удалось старшему менеджеру Lenovo по Big Data Марку Галману, который обнаружил в клиентской аналитической платформе компании нестыковки, замедляющие её работу. Углубившись в изучение ИИ и методы обработки естественного языка, он доработал панель инструментов аналитики, интегрировав в неё аналитический движок машинного обучения Amazon Athena.

В итоге бизнес-аналитикам Lenovo для получения информации по базе клиентов не нужно каждый раз производить несколько манипуляций, достаточно просто «попросить» Athena. Что касается этого примера, то роль топ-менеджера китайской компании сводится к следующему: он обнаружил доставляющую неудобство фундаментальную проблему (громоздкость аналитической платформы) и перенацелил на её решение себя и свою команду. То есть в случае Галмана решение заняться самообразованием являлось следствием — он обнаружил проблему и попытался её решить.

Инициативность. В недавнем отчете Forrester отмечалось: «Цифровые технологии коренным образом изменили две вещи: рынки и динамику, которая требуется для сохранения конкурентоспособности». ЦТ фактически можно рассматривать как новую эпоху, которая открывает потенциальные возможности для формирования новых видов бизнеса, но это не значит, что традиционное предпринимательство останется не у дел. В любом случае, всегда присутствует место самообразованию и инициативе — вкупе они значительно повышают шансы на карьерный рост.

Версия для печати