Состоявшаяся в последней декаде марта очередная партнерская конференция компании «Клеверенс», разработчика ПО для автоматизации бизнес-процессов с использованием терминалов сбора данных (ТСД) на базе технологий штрихового кодирования и радиочастотной идентификации (RFID), продемонстрировала растущий интерес продавцов, производителей, дистрибьюторов и интеграторов к тематике цифровой маркировки. Он обусловлен стремлением государства с использованием новейших цифровых технологий буквально поштучно контролировать перемещение многих видов товаров по цепочке производитель —дистрибьютор —продавец—покупатель. С тем, чтобы в любую секунду заинтересованные предприятия и организации могли знать, в каком именно звене данной цепочки находится тот или иной товар, маркированный посредством уникального цифрового идентификатора, выполненного в виде двухмерного штрихкода или RFID-метки. Некоторые участники рынка отмечают, что в данном случае государство играет роль катализатора научно-технического прогресса. Впрочем, есть и другие мнения.

Особую актуальность тематике придает то, что в этом году десять групп товаров станут подлежать обязательной маркировке — согласно распоряжению правительства № 792-р от 28 апреля 2018 г. В частности, с 1 марта 2019 г. вводится обязательная маркировка табачной продукции, с 1 июля — обувных товаров, а с 1 декабря — фотокамер и фотовспышек. В 2020 г. обязательной маркировке будут подлежать все лекарственные средства.

На практике это означает, что оборудованием и ПО для поддержки маркировки должны оснаститься все предприятия, участвующие в цепочке продвижения маркированных товаров от производителя до продавца. И не просто оснаститься, а обеспечить интеграцию специализированных программно-аппаратных комплексов с имеющимися у них учетными системами.

Из истории проекта

В 2016 г. в была введена маркировка меховых изделий RFID-метками. В результате этого эксперимента за год оборот данной продукции увеличился в 12 раз в натуральном выражении, и в шесть раз — в денежном. Итоги эксперимента порадовали Минпромторг. В ноябре 2017 г. это ведомство заявило, что в ближайшие два года в стране будет вводиться маркировка товаров легкой промышленности.

27 ноября 2017 г. выходит постановление правительства № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторинга оборота табачной продукции». В нем, среди прочего, говорится о необходимости провести с 15 января по 31 декабря 2018 г. эксперимент по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции. Функций оператора ИС, используемой в целях проведения эксперимента, были на безвозмездной основе возложены на ООО «Оператор-ЦРПТ». Субъекты обращения табачной продукции могли участвовать в эксперименте на добровольной основе.

Для полноты картины необходимо добавить, что «Оператор-ЦРПТ» является дочерним предприятием Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике и являющегося совместным проектом ЮСМ («ЮэСэM Технологии», 50%), ГК Ростех (25%) и «Элвис-Плюс групп» (25%).

18 декабря 2018 г. выходит распоряжение правительства № 2828-р «О системе мониторинга движения лекарственных препаратов с использованием средств идентификации», согласно которому «Оператор-ЦРПТ» становится оператором системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.

28 декабря 2018 г. на свет появляется распоряжение правительства № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», а 28 февраля 2019 г. выходит постановление правительства № 224 «Об утверждении правил маркировки табачной продукции средствами идентификации».

Технические аспекты реализации проекта

Несколько слов о масштабе цифровых перемен в отечественной торговле, обусловленных реализацией постановлений и распоряжений об обязательной маркировке товаров. По оценкам специалистов «Атол», в нашей стране насчитывается 160 тыс. табачных магазинов. И всем им, чтобы стать белыми, пушистыми и законопослушными, будут нужны 2D-cканеры. По той причине, что существующие правила игры предписывают маркировать табачные изделия двухмерными кодами. Причем эти сканеры должны понимать не только обычные коды привычных размеров, но и мелкие коды (в том числе, скрытые несколькими слоями пленки). А также инверсные коды. То есть коды, нанесенные на черную поверхность. «Мы протестировали 200 с лишним моделей 2D-сканеров, — рассказал старший менеджер „Атол“ Роман Мухранов. — Но выбрали и довели до совершенства лишь три из них».

Интересные цифры по оснащенности отечественных предприятий ТСД приводит генеральный директор «Клеверенс» Сергей Баженов. По имеющимся в его распоряжении оценкам, в 2017 г. отечественными предприятиями было приобретено лишь 65 тыс. ТСД, играющих ключевую роль в цифровизации логистических и торговых процессов. В то время как в Европе — 3,2 млн., т. е. примерно в 50 раз больше. И если в Европе один новый ТСД пришелся примерно на 44 работающих, то в нашей стране — лишь на 1169.

Не исключено, что проводимая государством принудительная цифровизация торговли приведет к более положительной динамике российского рынка ТСД. Игроков на этом рынке много: так, например, «Клеверенс» предлагает прикладной софт, который может работать на примерно двух сотнях моделей ТСД.

Современные ТСД — это, по сути, мобильные компьютеры, оснащенные специализированным ПО и работающие под управлением ОС Android, Windows или даже DOS. «Потребители все чаще выбирают ТСД на Android, — отмечает Сергей Баженов. — Тем не менее, практически все предлагаемые нами продукты совместимы с любой из этих операционных систем».

Версия для печати (без изображений)