Об этом директор по информационным технологиям ГК «Росводоканал» Сергей Путин сообщил во время состоявшейся в феврале очередной онлайновой встречи членов ассоциации РУССОФТ «Цифровые Лидеры».

Общая численность сотрудников ГК «Росводоканал», эксплуатирующих, в общей сложности, 16,8 тыс. км. водопроводных и канализационных сетей — свыше 10 тыс. человек. В настоящее время компании группы предоставляют услуги физическим и юридическим лицам в семи городах: Архангельске, Барнауле, Воронеже, Краснодаре, Омске, Оренбурге и Тюмени. Стратегические планы группы связаны с выходом в другие регионы страны, повышением внутренней эффективности и развитием нетарифного сегмента. К этому сегменту в данном случае относятся продажи в нерегулируемой сфере: поверка счетчиков; строительство ВиВ-сетей (сетей водоснабжения и водоотведения); обслуживание частной ВиВ-инфраструктуры и т. д.

«Если три-четыре года тому назад мы преимущественно занимались консолидацией входящих в группу компаний и формированием системы управления, то сейчас перешли к форсированной цифровизации бизнеса. И это не дань моде. Просто в какой-то момент мы поняли, что недостаточно быстро двигались в области совершенствования клиентских сервисов и производственных процессов», — рассказал Сергей Путин.

По его словам, приказ о цифровой трансформации ГК «Росводоканал» был выпущен весной прошлого года. Вскоре после этого была разработана соответствующая дорожная карта, рассчитанная на пять лет. Эта карта содержит четыре основные ветви: клиентские сервисы, производство, новые цифровые продукты, аналитика больших данных. Дополнительно, для обеспечения стабильности цифрового развития, у ГК есть отдельная дорожная карта по информационной безопасности, рассчитанная на несколько лет.

«Про конкретные новые цифровые продукты говорить ещё рано, — отмечает Сергей Путин. — Скажу только, что мы стремимся приблизиться к нашим клиентам и не планируем уходить далеко от „воды“ и ЖКХ. Что же касается аналитики больших данных, то здесь основная проблема в том, что не все данные, которые нас интересуют, являются системно собираемыми и системно анализируемыми. Но мы стремимся исправить ситуацию».

В настоящее время в ГК в качестве основного инструмента анализа и визуализации имеющихся в её распоряжении данных используется платформа Power BI. На взгляд специалистов компании, она достаточно проста в использовании и позволяет оперативно получать данные, необходимые для принятия правильных управленческих решений. Кроме того, в «Росводоканале» используют продукты «1С», аналитическую платформу «Элдис» и биллинговую систему, разработанную своими силами.

«Так как наш основной бизнес достаточно традиционен, то какие-либо суперинновационные технологии для анализа данных и извлечения инсайтов мы пока не используем. В то же время в нашей команде есть специалисты, которые изучают возможности применения различных технологий искусственного интеллекта (включая видеоаналитику и распознавание образов) и реализуют отдельные проекты, — пояснил Сергей Путин. — В регионах присутствия мы готовы инвестировать в разного рода решения для обустройства „умного города“. Однако надо учитывать специфику конкретного региона. Ведь есть города, в которых ЖКХ-инфраструктура настолько изношена, что городским администрациям сейчас не до внедрения высоких технологий. Есть более первостепенные задачи».

В нашем недавнем обзоре отмечалась необходимость увеличения инвестиций в цифровые проекты. При этом обращалось внимание на то, что флагманы (компании, которые последовательно добиваются окупаемости своих инвестиций в «цифру» и получают значительные преимущества в тех областях, в которых работают) инвестируют в цифровые проекты заметно большую долю своей выручки, чем так называемые «иные компании». А ещё в нем отмечалось, что самое большое препятствие, с которым сталкиваются крупные российские компании в процессе цифровизации своих предприятий — это отсутствие навыков или ресурсов для управления и внедрения комплексных ИТ-проектов.

В силу масштабности и многоликости проблемы ГК «Росводоканал» не стремится решить все задачи цифровизации исключительно своими силами. «Мы с удовольствием будем сотрудничать с инновационными компании, которые понимают наш бизнес и придут к нам с решениями, способными улучшить наши бизнес-процессы, — говорит Сергей Путин. — Но таких компаний, увы, не так много. Гораздо чаще встречаются фирмы, предлагающие, к примеру, приобрести у них уникальные, с их точки зрения, супер-пупер датчики. Они даже готовы установить эти датчики туда, куда им скажут. А как сигналы от этих датчиков будут обрабатываться, и какой экономический эффект даст внедрение этих датчиков, их совершенно не волнует».

Однако ГК готова не только впитывать инновации, но и делиться своим опытом и своими технологиями с различными регионами. Причем не только с теми, в которых она присутствует. Уже сейчас совместно со «Сколково» и «ВЭБ.РФ» она готовит программу по обучению цифровым технологиям в ЖКХ для команд управления городами, которая должна охватить сто городов.

Сергей Путин согласен с тем, что базовое условие, при котором компания будет уделять значительное внимание цифровой трансформации и идти к цифровой зрелости, — понимание того, что иначе она будет неконкурентоспособной. Согласен он и с тем, что само по себе внедрение того или иного самого передового ИТ-решения не делает компанию цифровой. Недостаточно просто внедрить современную ИТ-систему. В ряде случаев нужно значительно поменять бизнес-процессы компании, а порой даже и её ценности.