Если в пленарной части конференции Russian Enterprise Content Summit (RECS) 2018 речь шла в основном о перспективах развития ECM/СЭД, то секционные доклады были посвящены вопросам сегодняшнего дня в плане как обзора текущих предложений на рынке, так и выполняемых проектов по внедрению и развитию конкретных решений.

Пользовательский интерфейс — это вечная тема любых прикладных ИТ-систем, поскольку речь идет о человеко-машинных комплексах, в которых главную роль играет человек. Если сотруднику будет неудобно работать с ПО, то даже развитый функционал вряд ли сделает приложение привлекательным. Кроме того, в последнее десятилетие общей ИТ-тенденцией является расширение спектра поддерживаемых клиентских устройств (разнообразие форм-факторов и ОС), которое становится особенно важной для ECM-систем в силу быстрого расширения решаемых с их помощью задач, многообразия используемых информационных ресурсов и числа подключенных к системам сотрудников.

«В случае ECM-систем мы имеем дело не просто с увеличением числа пользователей, а в первую очередь с расширением спектра ролей, — подчеркнул начальник отдела проектирования корпоративных мобильных приложений компании ЭОС Артем Андреев. — Если еще десять лет назад непосредственно с СЭД имели дело в основном только специалисты-делопроизводители и работники канцелярии, то сегодня к ним подключены практические все офисные работники. Для их эффективной работы схема единого универсального интерфейса не подходит, нужны различные варианты для разных категорий сотрудников с возможностью сугубо индивидуальной настройки. При этом клиентское приложение СЭД должно быть точкой входа в единое информационно-коммуникативное пространство организации и обладать развитыми аналитическими возможностями».

Докладчик поделился опытом создания клиентских мобильных рабочих мест на примере приложения EOSmobile, предоставляющего единый интерфейс и функционал для различных устройства и всех мобильных ОС и поддерживающего насколько категорий ролей пользователей: руководитель, помощник, исполнитель и контролер. Анализ пожеланий пользователей показал, что такое приложение должно:

  • подсказывать и направлять действия человека;
  • обеспечивать удобную и надежную работу с поручениями;
  • иметь эффективный механизм поиска документов и поручений;
  • обеспечивать автоматизированное аннотирование документов;
  • позволять человеку видеть только тот функционал, который нужен сейчас;
  • предоставлять возможность настроить под себя рабочий стол;
  • реализовывать режим, когда человек начинает работать на одном устройстве и продолжает потом на другом.

Учитывая то, что еще во многих регионах страны есть ограничения по пропускной способности каналов связи, весьма полезной оказалась возможность контроля размеров пересылаемых файлов. Качественно новой функцией для такого рода клиентских приложений стал модуль «Аналитика», который, в том числе позволяется сотрудникам анализировать собственную работу, а руководителю — деятельность всего коллектива.

Инженер компании НЦПР Никита Голубев привлек внимание участников конференции к теме импортозамещения, где одним из решений является создание и использование российских прикладных продуктов на базе технологий Open Source. Примером такого подхода применительно к ECM-задачам является система «МСВСфера Инфооборот», созданная НЦПР в рамках технологического партнерства с компанией Alfresco на основе проекта Alfresco Content Services. Первая версия этого ПО была разработана в 2013 г., и с тех пор ее пользователями стали несколько десятков организаций государственного сектора и бизнеса. Три года назад программный продукт получил сертификат ФСТЭК, что позволяет использовать его при решении критически важных задач документооборота.

Летом 2018-го стек ПО компании НЦПР пополнился системой управления процессами «МСВСфера Процессы» 1.7, также реализованной на базе технологий Alfresco. С ее помощью можно конструировать графические модели процессов (определение алгоритма действий с использованием логических операторов, таблиц принятия решений, пользовательских форм, а также различного рода событий), запускать и выполнять экземпляры процессов в соответствии с их определениями, а также анализировать статистику уже выполненных процессов с целью устранения узких мест и оптимизации процессов.

Тему автоматизации бизнес-процессов продолжил председатель правления фирмы «АС» Андрей Авдеев, рассказав о своем программном продукте «Датамастер». Высокая динамика современной жизни выдвигает требование обеспечение быстрого изменения существующих и оперативного создания новых бизнес-процессов. Решение этой задачи предполагает непосредственное участие бизнес-пользователей в такой работе. Именно на реализацию этой идеи нацелен инструментарий «Датамастер», который позволяет аналитикам и экспертам создавать и запускать в работу деловые процессы без помощи со стороны программистов. «Для разработки масштабируемых решений с использованием нашего инструмента не требуются навыки программирования или написания SQL-запросов. — отметил докладчик. — Всю „скучную“ работу по управлению базой данных и системой хранения файлов „Датамастер“ берёт на себя. Нужно лишь чётко понимать потребности пользователей, для которых разрабатывается система, какие действия им нужно будет выполнять, чтобы достигать своей цели в готовой системе». Кроме того, другой актуальной особенностью продукта является его реализация на принципах Open Source и платформенная независимость: пользователь может создавать и выполнять процессы в среде различных ОС (Windows, Linux) как в облачном, так и в онпремисном вариантах.