Обсуждение текущего состояния и перспектив развития юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО) на сентябрьской конференции Russian Enterprise Content Summit (RECS’2020), которое начал представитель Федеральной налоговой службы, продолжил президент ассоциации «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» (РОСЭУ) Юрий Малинин, сосредоточивший свое основное внимание на вопросах роуминга (обмен документами между контрагентами, подключенными к разным операторам).

Следует напомнить, что проблема роуминга обозначилась в повестке дня ЮЗЭДО фактически сразу после начала процесса перевода в электронный вид обмена документами между деловыми участниками рынка. Поначалу этот вопрос пыталось решить сообщество операторов ЭДО самостоятельно, в том числе в рамках созданной ими ассоциации РОСЭУ, эксперты которой достаточно оперативно разработали стандарт интерфейса взаимодействия по схеме «оператор-оператор», основанной на двусторонних договоренностях между операторами. Однако довольно быстро выяснилось, что у операторов нет особого интереса к обмену документами между собой, и тогда к решению задачи административными методами в качестве регулятора подключилась ФНС, издав целый раз приказов, обязывающих подведомственных ей операторов предоставлять клиентам функции роуминга. Параллельно данной теме занялся и национальный оператор связи «Ростелеком», объявивший о создании роумингового центра (хаба), обеспечивающего взаимодействие операторов по схеме «звезда» (затем решение на базе такой же архитектуры предложила фирма «1С»). Но и эти шаги не привели к реальному решению проблемы: хотя большинство операторов формально подключились к хабу, но практически почти никто его не использовал.

Парадоксально, но факт: несмотря на многочисленные обещания решить проблему роуминга, на издание приказов и создание соответствующих технических средств, доля документов, передаваемых в режиме роуминга все последние годы, по данным ФНС, неизменно сокращается, с 5% в 2016 г. до 2% в 2019-м. Большинство клиентов, отчаявшись дождаться удобного для них решения проблемы, зачастую предпочитают применять схему «мультиоператорности», подключаясь сразу к нескольким операторам ЭДО (если приводить аналогию из сотовой связи, то это как использовать целый набор сим-карт — причем для каждой карты нужен отдельный телефон — от разных сотовых операторов для связи с соответствующими абонентами).

Говоря о текущей ситуации в ЮЗЭДО-роуминге, Юрий Малинин сообщил, что в настоящее время сеть операторов ЭДО насчитывает 77 организаций, из них 55 имеют действующий статус доверенного оператора (еще 10 компании имели такой статус, но срок их аккредитации истек), что означает, что они обязуются предоставлять своим клиентам функции роуминга. Однако на практике далеко не все из них эти обязательства выполняют, а если и выполняют, то никто не делает это в полном объеме (обеспечивая роуминг далеко не со всеми другими операторам).

По мнению президента POСЭУ, «коммерческие хабы не взлетают» по причине необходимости в дополнительных финансовых затратах со стороны клиента, высоких требований к надежности такого механизма, а также финансово-правовой неурегулированности ответственности в случае сбоев. Практика показывает, что наиболее реалистичным вариантом роуминга является схема парного взаимодействия операторов на основе двустороннего соглашения по схеме «точка-точка» с использованием стандарта роуминга РОСЭУ (версии 1.07-1.14). Но если посмотреть на «зону покрытия» всей операторской сети (см. рис.), то легко увидеть, что она в основном состоит из «прорех», при том, что в ней представлено менее половины из общего числа операторов.

Изучая ситуацию с роумингом ЮЗЭДО, ассоциация РОСЭУ провела опрос доверенных операторов ЭДО ФНС, и получила ответы от 28 компаний из 55 (из чего можно сделать предположительный вывод, что остальные 27 в реальности услуг роуминга не оказывают). Полученные данные позволили выявить еще ряд проблем в этом направлении:

  • неудовлетворительная работа технической поддержки (многие вообще не отвечают на запросы и телефонные звонки, в режиме 24/7 работают только крупные операторы, да и то лишь в периоды сдачи отчетности);
  • запросы на подключение роуминга порой просто теряются у операторов;
  • некоторые операторы запрашивают явно чрезмерный спектр документов для настройки роуминга;
  • отсутствие единых технических требований к настройке роуминга;
  • чрезмерные требования по подключению, в результате чего клиенту проще подключиться к новому оператору, чем общаться с ним через роуминг.
И, тем не менее, нарисовав эту не очень радостную картину положения дел с ЮЗЭДО-роумингом, Юрий Малинин выразил оптимизм в отношении перспектив решения этой проблемы: «Нужно последовательно совершенствовать нормативную базу, развивать технологические стандарты, формулировать четкие правила и требования и главное — контролировать их выполнение».