Думай, прежде чем вкладывать деньги, и

не забывай думать, когда уже вложил их.

Ф. Дойл

Информационные технологии уже перестали казаться чем-то новым и неизведанным, как это было несколько лет назад; слепое следование моде и принципу “главное внедрить, а потом разберемся” прошло. Осознание того, что такие технологии необходимы для обеспечения нормального функционирования современных компаний, и привело многих к вопросу оценки их экономической эффективности.

Достижение максимальных выгод от использования на предприятии информационной структуры напрямую зависит от уровня управления затратами на информационные технологии на протяжении всего жизненного цикла системы. В понятие управления ИТ-затратами входят процессы их планирования, учета, анализа и контроля, а его целью является снижение показателей, характеризующих расходы и издержки.

Существует множество проверенных способов сокращения ИТ-затрат. Рассмотрим лишь некоторые, позволяющие реально сократить ИТ-затраты в интервале от первого до четвёртого кварталов.

Совокупная стоимость владения ИТ-инфраструктурой (ТСО) обычно довольно высока. Однако в структуре затрат на информационные технологии у предприятий, как правило, доминируют обязательные, “операционные” затраты на поддержку функционирования действующих систем, на связь, зарплату персонала ИТ-службы и пр. Эти расходы обычно достигают 70% ИТ-бюджета, и лишь менее 30% приходится на инвестиции в развитие ИТ-активов, создание новых систем и реализацию стратегических проектов, которые открывают новые возможности для бизнеса.

И если ИТ-служба ставит задачу не просто “освоить” ИТ-бюджет, а получить от выполнения проектов максимальную отдачу для бизнеса, то перед ней встает вопрос оптимального распределения инвестиций в проекты. Поэтому снижение стоимости владения ИТ-инфраструктурой является важной задачей. Ведь если грамотно подойти к этому вопросу, оценив реальные потребности компании в ИТ-ресурсах и расходы на его содержание, то экономия может составить до 50%, а иногда и больше. Это серьезная сумма, высвобождение которой позволит компании оптимизировать свою ИТ-инфраструктуру, открыть перспективные для бизнеса проекты и в конечном итоге сократить цикл вывода новых продуктов на рынок, повысить их качество, более гибко менять цены и так далее; таким образом, у компании появятся новые возможности и пути развития даже в условиях жесткой конкуренции.

Долгосрочные инвестиции в инфраструктуру могут проводиться и с целью изменения ключевых бизнес-процессов. Например, “Аэрофлот” инвестировал значительные средства в обновление ИТ-инфраструктуры, необходимое для перехода на новую систему бронирования билетов, что впоследствии позволило авиакомпании стать членом международного альянса SkyTeam.

Пути эффективного снижения ТСО в разных организациях могут сильно различаться в силу специфики бизнес-процессов. Поэтому будем рассматривать наиболее общие способы уменьшения стоимости владения ИТ-инфраструктурой, применимые для большинства современных компаний:

  • Виртуализация серверов и рабочих станций позволяет снизить стоимость владения в 2—4 раза.

Виртуализация предоставляет ИТ-подразделению существенные преимущества: консолидацию серверов, абстрагирование оборудования, создание гибкой ИТ-инфраструктуры, непрерывность бизнес-процессов. Все это обеспечивает высокий уровень производительности. С точки зрения стоимости владения ИТ-инфраструктурой выгода от виртуализации для компании очевидна. Она позволяет повысить процент использования ресурсов оборудования и, как следствие, ведет к снижению необходимого количества физических систем и экономии на сопутствующих ресурсах, таких как электричество и аренда площадей. В совокупности данные преимущества виртуализации позволяют снизить ТСО ИТ-инфраструктуры в среднем в 2—4 раза.

  • Перевод приложений на новые платформы. Перевод серверных приложений на Linux и другое открытое ПО снижает лицензионные платежи как минимум в 2 раза

Еще один эффективный способ снижения совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой предприятия — экономия на клиентских лицензиях. Использование программного обеспечения с открытым исходным кодом (ОПО) в силу специфики лицензий также позволит снизить ТСО. Клиентские лицензии ОПО могут быть либо бесплатными, либо такими (если они поставляются в комплекте с серверной лицензией), за которые после покупки больше не нужно будет платить. Еще одно преимущество ОПО, позволяющее существенно экономить, — отсутствие лицензионных отчислений во все время владения. Расходы состоят только из оплаты необходимого объема технической поддержки, причём от лицензии всегда можно отказаться, если в ней больше нет необходимости. Все это даёт как минимум двукратную экономию.

  • Рационализация набора приложений. Переход на OpenOffice снижает лицензионные платежи за рабочие станции до 2 раз.

Согласно классификации Gartner сотрудники компании делятся на три группы :

  • knowledge worker(обычно работают с отчетами, неструктурированной информацией и большим набором приложений);
  • structured task worker(работники, выполняющие четко определенные задания в рамках устоявшегося процесса и работающие с ограниченным набором бизнес-приложений);
  • data entry worker(занимаются заполнением электронных форм в ограниченном наборе бизнес-приложений).

Относительно двух последних групп в большинстве компаний существует проблема избыточной функциональности. Порой это не только бесполезно, но и вредно, так как может приводить к снижению производительности труда. Возьмем, к примеру, офисный пакет, который используется практически на всех рабочих местах любой компании. В большинстве случаев для полноценной работы сотрудник использует малую часть функций, которые предоставляются офисным пакетом. Переход с MS Office на OpenOffice позволит снизить ТСО офисного пакета примерно вдвое.

Важно, что при расчете общей стоимости владения информационными системами необходимо учитывать всю совокупность возможностей снижения, в противном случае, уменьшив ТСО на одном участке, можно получить его рост в другом месте ИТ-инфраструктуры. К примеру, снижение ТСО серверных платформ не должно вестись за счет понижения надежности. Ведь ни для кого не секрет, что для большинства компаний время — один из самых дорогих ресурсов, и минуты простоя могут стоять тысячи долларов. Часто риск простоя компании неприемлем. Именно поэтому в случае ошибки при выборе серверной платформы снижение ТСО представляется уже труднореализуемой задачей.

В разных ситуациях экономия ТСО по каждому из приведенных пунктов может сильно различаться. В следующих статьях рассмотрим более подробно перечисленные ниже темы.

Какую серверную платформу выбрать и при этом не разориться?

С чего начинается офис, или Как выбрать операционную систему для рабочего места?

Система совместной работы: MS Exchange или Zimbra?

Работа с информацией, или Какую систему управления базами данных выбрать?

Зачем нужна виртуализация серверов?

Экономия при содержании тысячи рабочих мест в течение трех лет может быть пятикратной и даже выше.

* Цикл статей. Статья первая.

Версия для печати