«Это невозможно сделать в Linux». Такую или похожую фразу часто можно услышать от противников использования СПО. Разумеется, в некоторых случаях тезис оправдан. Но всё чаще он не имеет под собой никаких оснований.

Преподаватель Техасского технологического университета Кайл Р. Конуэй, имеющий учёную степень PhD в области изобразительных искусств, утверждает, что Linux могут успешно использовать даже студенты-гуманитарии. На портале OpenSource.com он перечисляет наиболее распространённые и ошибочные, на его взгляд, причины, по которым люди не желают использовать Linux:

  • Linux или другие открытые решения — это не то, что мне потребуется в реальном мире;
  • я использую специальный инструмент, которого наверняка нет в Linux;
  • я не обладаю специальными знаниями, без которых работа в Linux невозможна;
  • я умею пользоваться Windows или MacOS, поэтому нет никакого смысла переучиваться для работы в Linux;
  • я уверен, что моя задача не решается в Linux.

Конуэй признаётся, что сам долгое время работал в Windows и изучал Microsoft Office, полагая это лучшим инструментом, поскольку его выбрало большинство пользователей. Впрочем, он вообще не задумывался о таких вещах, пока не купил PowerPC Mac Mini и обнаружил, что после перехода производителя на процессоры Intel традиционное для него рабочее окружение перестало поддерживаться (кстати, поддержка PowerPC в Debian существует до сих пор).

К тому же, будучи аспирантом он обращал внимание на цену продуктов. По времени это совпало с ростом интереса к этической стороне движения Open Source, уже имевшего много сторонников и сильные сообщества. Хотя, вероятнее всего, его привлекали решения, которые можно получить бесплатно и от которых легко отказаться, если что-то пойдёт не так.

Разумеется, своё знакомство с Open Source человек искусства начал с GIMP. После успешного его освоения пришла очередь OpenOffice, Firefox и Audacity. Итог закономерен — Конуэй открыл для себя мир открытого ПО и навал испытывать к нему то, что он сам называет смесью интереса и подозрения.

Следующий шаг — установка Ubuntu при помощи Wubi. Иными словами, посредством понятного и привычного для пользователя Windows запуска exe-файла. Это позволило выбирать, в какую систему загружаться. Со временем Конуэй заметил, что Windows Vista нужна ему всё реже и реже. Потом надобность в ней пропала совсем.

Главное, что он понял во время этого пути — инструмент не имеет никакого значения. Это только средство, которое может быть более или менее функциональным, но его влияние на конечный продукт не так велико, как казалось раньше.

К сожалению, против использующего открытое ПО студента работает система. Преподаватели объясняют им, как применять текстовый процессор Microsoft Word, и требуют, чтобы презентации готовились в Microsoft PowerPoint.

Вероятнее всего, это совершенно благонамеренные люди, которые попросту сами не знают других вариантов. Чтобы они научили кого-то, сначала следует научить их самих. Причём не работе в конкретном ПО, а идеям и концепциям.

На своих занятиях Конуэй обращает внимание на применение различных художественных приёмов. Для него не имеет никакого значения, готовятся ли слова в LibreOffice или пикселы в GIMP. Если слова и пикселы употреблены верно в профессиональном смысле этого слова, то остальное не имеет никакого значения.

В конце концов, если автор написал прекрасную книгу, то совершенно не важно, в каком именно текстовом редакторе он набирал текст. Это только его дело — как ему удобней, так он и поступает.

Впрочем, найти подходящий инструмент — задача непростая. Чаще всего она решается методом проб и ошибок, поскольку ничего лучшего пока не придумано.

В частности, Конуэй вспоминает, что сначала использовал LibreOffice Impress для подготовки презентаций в формате PDF. Но со временем он начал применять для той же цели Inkscape и утверждает, что результат получался практически идеальным.

Также он приводит пример из драматургии. У сценариев есть жёсткие требования к форматированию, поскольку режиссёру важно быстро оценить длину любого эпизода. Профессиональные драматурги используют для этой цели специализированное закрытое ПО, а некоторые консерваторы применяют обычный Microsoft Word, хоть это значительно сложнее.

Конуэй выяснил, что многие из его сокурсников работали в Windows, но не применяли Microsoft Word. Он познакомил их с LibreOffice и даже создал несколько оригинальных форматов и определил горячие клавиши, чтобы упростить форматирование игровых сценариев.

Сам же он для написания текстов использовал Emacs, а для создания PDF-файлов — LaTeX. Но он в очередной раз подчёркивает первостепенную важность того, что пишется, а не как пишется.

По его словам, Джон Огаст создал открытый синтаксис разметки Fountain, который позволяет использовать любой текстовый редактор для написания сценариев. Причём уже появились готовые приложения, в том числе и расширение для популярного редактора Vim.

Исходя из полученного в результате применение открытого ПО опыта Конуэй приходит к выводу, что методика образования, чрезмерно сосредоточенная на обучении конкретным инструментам вместо изучения новых идей, ошибочна. Она легко может быть заменена на самостоятельное чтение документации.

Конуэй уверен, что реальный мир требует не зазубривания готовых схем, а умения адаптироваться к изменениям и готовности продолжать учиться на рабочем месте. Именно к этому должно готовить студента образовательное учреждение.

Инструментарий, безусловно, важен. Но не следует путать средство (Photoshop, Microsoft Word, Final Draft) и цель (нарисовать плакат, отправить заметку, написать сценарий). Есть множество замечательных художников, которые прекрасно обходятся не только без программы Photoshop, а вообще не используют компьютеры. Сначала задача — потом инструмент.

Конуэй утверждает, что «понимает» компьютеры значительно лучше большинства людей потому, что пытался самостоятельно сделать с ними что-то, чему его не смогли научить преподаватели. Он уверен, что нельзя страху мешать получать новые знания и умения.

Open Source подходит для обучения лучше всего. Оно бесплатно и свободно — ни материальные, ни моральные факторы не могут препятствовать обучению. И, конечно же, помощь сообщества играет в этом деле не последнюю роль. Наконец, пользователь открытых решений имеет возможность влиять на их развитие, причём этим он оказывает проекту существенную поддержку.

Конечно, осваивать что-то новое непросто. Но если следовать такой логике, то не стоит делать вообще ничего. Если пользователь жалуется на несовершенство свободных программ, то из этого не следует ровным счётом ничего. Возможно, он не знает, как сделать то, что ему нужно, или выбрал не тот инструмент.

В сообществе Open Source жаловаться вообще не принято, поскольку пользователи — точно такая же часть этого сообщества, как и разработчики. Если есть какая-то проблема, то преодолевать трудности следует сообща.

Наверное, существуют задачи, которые невозможно решить в Linux. Но чаще всего дело в обычной некомпетентности пользователя. Он не хочет применять то, чего не знает. И наоборот — как только появляется знание, тут же приходит желание.

Наконец, если говорить про интеграцию решений в ИТ-инфраструктуру компаний, то Конуэй уверен — главная проблема заключается не в свободном, а проприетарном ПО. Разработчики закрытых решений не хотят добавлять в программы новые функции («это трудно поддерживать», «недостаточно пользователей, которым это нужно», «это приведёт к интеграции с решениями наших конкурентов» и т. д.). В мире Open Source всё иначе. И разработчики, и пользователи заинтересованы в максимально достижимой интеграции программных решений. Что, кстати, полностью соответствует практике.