В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Целью законопроекта является расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, в том числе за счет расширения практики осуществления закупок в электронной форме.

«Основная проблема малых и средних поставщиков на текущий момент — сложности с участием в закупках, причин у которых несколько. С одной стороны, это значительная доля закупок у единственных поставщиков (то есть в условиях, когда исключена конкурентная борьба). С другой стороны, большие трудозатраты на подготовку заявок для участия в разноплановых процедурах, особенности которых каждый заказчик устанавливает самостоятельно на основании собственного положения о закупке», — говорит Сергей Габестро, генеральный директор торгового портала «Фабрикант» и Национальной ассоциации институтов закупок.

По его словам, законопроектом предполагается установление Правительством РФ определенного размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), в пределах которого заказчики будут обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства только конкурентными способами.

Законопроект предлагает определение понятия закупки в электронной форме — в настоящее время это понятие нормативно не определено, что приводит к осуществлению заказчиками закупок, например, посредством приема заявок по электронной почте. По мнению законодателя, такой способ не является прозрачным и конкурентным. Законопроект подразумевает уход от этой практики, вменяя в требование оформлять закупки на электронных площадках.

По словам г-на Габестро, законопроект вводит понятие «закупки в электронной форме», под которой понимается закупка, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на интернет-сайте в порядке, установленном положением о закупке, правилами, действующими на электронной площадке, и соглашениями, заключенными между заказчиком и оператором электронной площадки. При этом указано, что в случае проведения таких закупок обмен информацией между заказчиком, участниками закупок и электронной площадкой осуществляется в форме электронных документов. Заявки участников, информация и документы, размещаемые на электронных площадках, должны быть подписаны электронными подписями. Указанные положения по общему правилу не допускают проведение закупок в электронной форме без размещения информации на электронной площадке.

Сергей Габестро также обратил внимание на регламентацию конкурентных способов закупок, в частности, в отношении сроков (размещения извещений, изменений, протоколов, разъяснений) этапов процедур. «Если раньше закон был рамочным, предоставляющим заказчикам определенную свободу в определении правил закупок, то новый законопроект регламентирует основные положения о проведении конкурентных закупок, которым должен следовать заказчик», — пояснил он.

Законопроект также предлагает дополнение перечней обжалования закупочных процедур в антимонопольном органе в двух случаях: нарушения заказчиком требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» либо собственного положения о закупках, а также нарушения электронными площадками единых требований функционирования.

«Введение подобных оснований для обжалования, под которые участник может подвести практически любое действие заказчика либо оператора электронной площадки, с одной стороны, дает участнику закупки больше шансов отстоять свою позицию в случае разногласий с заказчиком. С другой стороны, это может привести к значительному росту необоснованных жалоб недобросовестных участников и коллапсу закупочных процедур», — комментирует г-н Габестро.

Также предусмотрены меры по пресечению недостоверной информации, указываемой юридическими лицами при регистрации на официальном сайте. Указанная проблема, по мнению законодателя, может быть урегулирована посредством создания и ведения реестра заказчиков.

«Предлагается ведение в единой информационной системе реестра заказчиков со свободным доступом к нему участников закупок. Это делается с целью четкого определения круга юридических лиц, на которых распространяется действие 223-ФЗ», — уточняет г-н Габестро.