Первые облачные провайдеры в России появились около 15 лет назад. За это время мы прошли большой путь. От визионерства и борьбы с консервативным взглядом на построение ИТ-инфраструктур к зрелому рынку с достаточным и уже всем понятным регулированием (например, облаком ФЗ-152 уже никого не удивить).

Можно выделить ряд особенностей развития российского рынка облаков:

  • Несмотря на то, что об утечках из-за уязвимостей локальных инфраструктур мы слышим практически каждый день, а инфраструктуры, размещаемые у облачных провайдеров, «взламывают» на порядок реже, все еще можно встретить компании, которых нужно убеждать в безопасности облака как подхода к потреблению ИТ, в рамках которого можно реализовать практически любые технологические решения, в том числе меры информационной безопасности в соответствии с политиками заказчика.
  • В Россию так и не зашли глобальные игроки облачного рынка. MS Azure продвигала свои сервисы в России, но так и не добралась до открытия собственных площадок в стране, Alibaba Cloud продвинулась дальше всех в локализации данных, но также не дошла до открытия ЦОДов на территории России. Объемы потребления облачных сервисов растут в нашей стране достаточно быстро и устойчиво, но никто из «большой четверки» на российский рынок полноценно не вышел. Это сформировало в некотором роде самобытность нашего рынка.
  • С развитием рынка появилось несколько российских компаний, которые приняли для себя решение повторить подход AWS и стать локальными скейлерами, инвестировав в разработку широкого набора PaaS-сервисов.
  • Примерно в диапазоне 2016-2019 годов рынок достиг высокого уровня зрелости и стал укрупняться, появились значительные инвестиции в технологическое развитие.
  • Вместе с ростом интенсивности технологических ограничений российские облачные провайдеры уже длительное время активно инвестируют в импортонезависимые технологии. Сегодня этот процесс достиг пика, и рынок семимильными шагами идет к технологической независимости.

Таким образом, облачный рынок России — это самобытный, развитый рынок, который в значительной мере является драйвером на пути к технологической независимости ИТ и при этом быстро растет, так как является фундаментом для цифровизации.

Актуальная ситуация на рынке облаков в России

Российские провайдеры постепенно укрепляют свои позиции в области облачных вычислений. Сегодня применение облачного подхода постоянно расширяется. Многочисленные предприятия и государственные учреждения начинают переходить от традиционных ИТ-структур к облачным сервисам, что создает потребность в высококачественных облачных платформах, соответствующих законодательным требованиям.

Актуальные вызовы на рынке облаков в России:

  • Вендорская поддержка. Западные решения все еще широко применяются при оказании облачных услуг, это несет существенные риски. Без установки обновлений (или скачивании обновлений не из вендорских источников) на горизонте нескольких лет гарантировано возникновение уязвимостей, которые могут привести к серьезным инцидентам информационной безопасности или инцидентам неработоспособности. Использование, например, открытого программного обеспечения не является решением этой проблемы по двум причинам: оно не исключает возможность намеренного появления закладок и несет лицензионные риски, так как чаще всего открытая лицензия запрещает использование такого ПО в коммерческих целях.
  • Масштабирование на базе российских решений. Переориентация на российских производителей — это сложный и длительный процесс, который требует существенных инвестиций со стороны облачных провайдеров, которые вынуждены искать баланс между конкурентоспособностью своих услуг и необходимостью замены западных продуктов.
  • Борьба с киберпреступностью. В последние несколько лет злонамеренная активность из-за границы по взлому ИТ-систем российских компаний возросла в несколько раз. Облачные провайдеры здесь находятся на передовой, так как обслуживают тысячи корпоративных клиентов. Это требует существенных усилий от любого облачного провайдера, а также постоянного совершенствования средств защиты.

Импортозамещение: особенности, сложности и перспективы

Сегодня на рынке облаков в России развивается тенденция импортозамещения. Многие компании стремятся заменить импортные облачные решения отечественными аналогами, что способствует развитию российской индустрии облачных технологий.

Тут важно заметить, что импортозамещение в сфере облачных услуг, особенно в части оборудования, идет медленнее, чем в инфраструктуре on-premise. Большие инвестиции, которые облачные провайдеры произвели в западные технологии, предполагают определенный период окупаемости и будут эксплуатироваться еще несколько лет. При этом сегодня, при выборе платформ и решений для масштабирования облака, провайдеры в первую очередь ориентируются на конкурентоспособность закупаемых решений, и пока, например, китайское оборудование зачастую оказывается дешевле российского. Тем не менее многие провайдеры смотрят в будущее и создают сегменты облака на полностью российских решениях, ориентируясь на потребности заказчиков, которые все больше и больше склонны к использованию именно отечественных технологий.

Однако данный процесс сопряжен с определенными сложностями, такими как нехватка кадров, технические особенности и недостаток опыта в разработке и внедрении подобных решений.

Перспективой импортозамещения является обретение импортонезависимости. Текущие подходы — это замещение отельных элементов инфраструктуры или создание отдельных сегментов облака с максимальным импортозамещением, однако до замещения всех ключевых элементов инфраструктуры облака пройдет еще несколько лет.

Кому нужны облака: особенности и сложности внедрения в разных сегментах бизнеса

Текущий уровень развития облачных вычислений характеризуется их повсеместным применением. Это технологический подход, который так или иначе используют все сферы бизнеса, а не какие-то отдельные отрасли.

Если говорить о степени проникновения облачных сервисов, то она является максимальной в таких отраслях, как финансовый сектор, ритейл, разработка ПО, сервисные компании.

Среди факторов, влияющих на специфику внедрения в различных сегментах бизнеса:

  • Конкуренция в отрасли: наличие высокой конкуренции в отрасли, которая сегодня зачастую заключается в способности организации эффективно проводить цифровизацию и использовать цифровые сервисы в своем бизнесе, требует постоянной концентрации на собственных цифровых продуктах и высокой гибкости ИТ-инфраструктур. В таких отраслях уровень проникновения облачных сервисов наивысший.
  • Размер организации: если для малых предприятий облачные вычисления занимают доминирующее положение в обеспечении ИТ-инфраструктуры, то в крупных предприятиях чаще всего имеет место в том числе и собственная инфраструктура, что накладывает определенные особенности, вызванные необходимостью обеспечения взаимодействия инфраструктур off-premise и on-premise.
  • Территориальная расположенность бизнеса: удаленность от ключевых центров обработки данных и обмена трафиком накладывает технологические ограничения на возможности эффективного использования облаков. С развитием магистральной инфраструктуры сетей передачи данных, инвестиций в создание дата-центров в различных регионах — уровень проникновения облачных технологий соразмерно повышается.
  • Отраслевая регуляторика: она может быть как ограничивающим, так и стимулирующим фактором использования облаков в конкретной отрасли.
  • Международная составляющая в сфере бизнеса: если бизнес в значительной мере ведет деятельность заграницей, то это может быть существенным позитивным фактором в использовании облачных вычислений.

Частные, публичные и гибридные — раскрываем особенности

Сегодня облачное предложение в России достаточно широко.

Основная классификация облаков по степени изолированности:

  • Публичное облако — это инфраструктура, которую одновременно используют множество заказчиков облачного провайдера. Это наиболее часто используемая услуга, она максимально типизирована и является универсальной инфраструктурой широкого применения, с максимальной скоростью масштабирования.
  • Частное облако — это инфраструктура, которую использует один заказчик облачного провайдера монопольно. Уровень изоляции в частных облаках может быть разным: в базовом варианте выделенной для заказчика является вычислительная среда (т. е. кластер виртуализованных серверов), но может быть изоляция также и систем хранения данных и сетевых устройств и даже физическая изоляция на уровне выделенных стоек в дата-центре. Все в зависимости от потребностей заказчика. То есть это максимально кастомизируемая под нужны конкретного заказчика услуга.
  • Гибридная инфраструктура — это инфраструктура, которая объединяет преимущества частных и публичных облаков. Крупные компании чаще всего используют этот вариант, комбинируя преимущества двух подходов и самостоятельно выбирая, где разместить информационные системы или среды.

Таким образом частные облака обеспечивают больший уровень изоляции, а значит контроля и безопасности, публичные предлагают большую гибкость и масштабируемость, в то время как гибридные объединяют в себе преимущества обоих подходов. Каждый из них обладает своими особенностями, что определяет их применимость в различных ситуациях.

Будущее российского облачного рынка

Текущая ситуация дает основания для позитивных прогнозов. Активная цифровизация в России способствует устойчивому росту облачного бизнеса внутри нашей страны, и потенциал роста еще очень большой.

При этом российский рынок облачных технологий уникален и быстро развивается, движется в сторону реальной технологической независимости от западных стран, успешно противостоит натиску киберпреступников, становясь защищеннее и устойчивее с каждым днем. И это формирует условия для высокого экспортного потенциала наших технологий и облачных подходов.

Некоторые российские облачные провайдеры уже сейчас активно расширяют свою деятельность за рубежом, что способствует укреплению позиций отечественного бизнеса на мировой арене и развитию технологического экспорта страны, поэтому важно в рамках государства поддержать позитивный тренд и сохранить условия для дальнейшего развития российского рынка облачных технологий, не злоупотребляя регулированием, способствовать развитию конкуренции, поддерживать экспорт.

Василий Белов, исполнительный директор ITGLOBAL.COM