Facebook сообщила, что на этой неделе число уникальных пользователей, прошедших авторизацию в ее социальной сети в течение одних суток, впервые перевалили за 1 млрд. Событие это было, впрочем, вполне ожидаемо: в отчете компании за II квартал этого года говорилось, что среднее число авторизованных пользователей в сутки за этот период составило 968 млн.

Итак, один из семи жителей Земли хотя бы раз в день подключается к Facebook. И компания прилагает активные усилия, чтобы эта доля росла. Два года назад, 20 августа 2013 г., глава компании Марк Цукерберг объявил о начале реализации проекта Internet.org, идея которого заключается в предоставлении бесплатного доступа в Интернет для населения беднейших районов планеты. О конкретных размерах инвестиций в этот проект представители компании никогда не говорили, хотя произносились слова о готовности потратить «очень много». При этом подчеркивалась, что решая казалось бы сугубо благотворительные задачи, компания имеет и собственные стратегические интересы, однако окупаемости вложений можно будет ожидать не ранее, чем через 30 лет. Первой страной-участником этой программы стала в июле прошлого года Замбия, к настоящему времени проект доступен в полутора десятке стран (в основном Африка, но есть также Азия и Южная Америка).

А сам Internet.org уже является консорциумом, в который кроме автора идеи входят также Samsung, Ericsson, MediaTek, Opera Software, Nokia и Qualcomm. При этом собственно выход в Интернет обеспечивается обычно через сотрудничество с местными коммуникационными операторами. Бесплатно предоставляется базовый вариант доступа (обмен текстовыми сообщения, доступ к «Википедии» и ряду других ресурсов, в том числе, конечно, Facebook). Передача более «тяжелой» информации (видео и пр.) является платной.

Однако если с перспективами деятельности Facebook все более-менее понятно, то как будут развиваться дела в России — очень даже не понятно. К сожалению, в информации Facebook о достигнутом рекорде нет сведений о том, какой вклад в 1 млрд. пользователей внесла Россия, но есть реальная перспектива, что в течение ближайших месяцев российский трафик придется вычесть из общего трафика сервиса. Накануне введения в действия закона 242-ФЗ (требование о хранении персональных данных россиян внутри страны), один из авторов этого документа, зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин, высказал мнение, что если до конца года сервис не перенесет базы персональных данных граждан страны на территорию России, то Роскомнадзор будет обязан, выполняя требования закона, заблокировать доступ к Facebook внутри страны.

Впрочем, то что Facebook, как и огромное число других западных компаний, в том числе ведущих интернет-игроков (Google, Twitter и пр.) не собираются размещать в России свои базы данных, является достаточно очевидным фактом. Из неофициальных источников известно, что компания уже ответила отказом на предложения со стороны Роскомнадзора по поводу 242-ФЗ. Скорее интрига тут заключается в том, что в этой ситуации будут делать власти страны (в лице того же Роскомнадзора) — исполнять закон «как есть», вносить в него «исключения» или просто не исполнять?

Пока на примере аналогичного закона 97-ФЗ (там содержатся требования хранить в России данные об общении россиян через коммуникационные сервисы) видно, что ведомство идет обычно по третьему варианту: нарушителям закона отправляются очередные «предупреждения», которые остаются без ответов, а далее все остается по-прежнему. Хотя было бы все же более разумно провести корректировку законов, чтобы избежать ситуации неисполнимых ультиматумов.

Версия для печати